Ежедневно на дорогах мира передвигается более миллиарда автомобилей всех размеров и предназначения. Однако каждый из них верен самым простым законам физики, несёт частичку ДНК самого первого автомобиля более 130-летней давности. Одним из базовых механизмов, какой остаётся в автомобилях и с классическими ДВС, и на так называемом батарейном питании», это тормоза.
О важности тормозов спорить невозможно: всё что тронулось с места, должно остановиться в контролируемом водителем процессе. Тормозная система как раз и обеспечивает контроль процесса замедления и остановки. Одновременно она должна быть надёжной, долговечной и пригодной к многим тысячам, миллионам и даже миллиардам циклов повтора, безотказно и безоговорочно останавливая автомобиль в нужное время и в нужном месте. На странице https://avtotachki.com/vse-pro-tormoznye-kolodki-avtomobilya/ сайта АвтоТачки детально разжёвывается вся информация о тормозах. Мы же ограничимся ответом на два простых вопроса: сколько служат тормозные колодки автомобиля, как базовый элемент тормозной системы и как они действуют.
Срок службы тормозных колодок в легковом автомобиле сильно зависит от манеры вождения. Если он имеет привычку к стремительному разгону и такому же стремительному торможению, многократно, каждый день, то один комплект колодок прослужит около 5 000 км или даже меньше, вследствие быстрого износа фрикционного слоя. При размеренном вождении без эксцентричных выпадов с торможением, в самой обычной легковушке, один комплект может «отходить» 15 000 и даже более 30 000 км. Бывалый водитель, который «чувствует» своё авто, всегда способен определить, что его колодки исчерпали свой ресурс, по появлению характерного свиста, при достижении контрольных меток на фрикционном слое колодок, а также при снижении тормозного эффекта от одинаковой силы нажатия на педаль тормоза. В грузовых автомобилях всё несколько сложнее и классическая тормозная система с колодками дублируется с помощью так называемого ретардера, системы торможения двигателем, которая часто применяется бывалыми дальнобойщиками в приоритете.
Про принцип действия. Тормозные колодки действуют под давлением от тормозной жидкости в системе, сдавливая тормозной диск с обеих сторон по принципу кузнечных тисков. Соответственно, чем сильнее водитель нажимает на педаль тормоза, тем большую силу сдавливания он передаёт через тормозную жидкость (как жидкий носитель, неподверженный сдавливанию по законам физики) непосредственно на тормозные колодки.