Многие городские жители не любят прогулки и так сильно стремятся «позаботиться» о своем здоровье, что готовы поехать на автомобиле за хлебом, даже если магазин находится за углом. Но из всех правил есть исключения.
Например, когда ты попадаешь в чужую страну, в незнакомый город и из всех современных систем навигации у тебя под рукой только бумажная карта с достопримечательностями. Но презентацию нового Volkswagen Up! немцы провели в таком полном достопримечательностей городе, как Рим. Именно для этого города в VW Group посчитали, что их компакт кар подойдет больше всего. В Риме каждые сто метров на вашем пути будут попадаться то достопримечательные места, то памятники. Чтобы осмотреть хотя бы самые грандиозные из них, вам придется потратить как минимум семь часов своей жизни и пройти пешочком 21 километр!
При длине нового хэтчбека VW Up! в 3,54 метра, на этом расстоянии поместилось бы 5 932 таких автомобиля, выставленных один за другим, бампер в бампер.
Место презентации компакт-кара немцы действительно подобрали удачно: большие автомобили в Риме встречаются редко и большая часть населения здесь передвигается на скутерах и малолитражках.
Шоу начинается
Впервые о разработках в недрах VW Group компактного ситикара мы узнали в 2007 году, когда концерн привез прототип Up! на Франкфуртский автосалон. И если внешне авто почти не отличалось от нынешнего серийного экземпляра, то в плане технической начинки концептуальная модель была намного интересней. Так, экспериментальный «Ап» оснастили двигателем сзади, точно как в классическом VW Beetle или Fiat 500 (а еще на такой же компоновке был основан «горбатый» Запорожец). И привод у машинки был задним.
Правда, тогда эксперты мало верили в возможность запуска такой компоновки в серийное производство. Спустя некоторое время после презентации представители Volkswagen объявили, что конструкторское бюро застряло и не может разобраться с компоновочными сложностями в серийном авто. Главная проблема состояла в том, что при заднем размещении двигателя и переднем расположении системы охлаждения, под салон или под днище пришлось бы установить дополнительную шахту для циркуляции охлаждающей жидкости.
Еще одной неприятностью для конструкторского отдела «Апа» стало сильное смещение центра масс назад, что в сочетании с короткой базой чревато трудностями при доводке управляемости и серьезными проблемами в устойчивости маленькой машинки на высокой скорости.
Решение далось трудно, но, в конечном счете, в концерне выбрали традиционную переднемоторную переднеприводную схему. Возврат к этому решению позволил не только упростить процесс разработки компакт-кара, но и увеличить объем багажного отсека, а также сэкономить на лишних разработках 670 млн евро.
На презентацию «вольксвагеновцы» привезли хоть и не тысячу «Апов», но тоже немало: на тесную улочку в центральной части города они выкатили целый выводок хэтчбеков на любой вкус. Здесь было много черных, красных, белых машинок с разным оснащением и двигателями. Жаль, что мы не успели поездить на всех – на знакомство с машинкой в Volkswagen отвели всего по паре часов, да еще на дворе была пятница – день, когда хаотичность дорожного движения в Риме сильно напоминает таковое в Москве.
Нам с коллегой достался самый укомплектованный спецвариант white Up! с топовым движком под капотом, хромированными зеркалами заднего вида, красивыми 16-дюймовыми колесными ретро-дисками и белой вставкой на передней панели в духе Fiat 500. Да и вообще, спецверсия white выкрашена в белый во всех местах, где это только представляется возможным. Вживую малыш от Volkswagen просто очарователен. Это по-мультяшному забавное и в то же время по-немецки строгое авто. Своим дизайном VW Up! практически полностью повторяет прототип 2007 года, который за все это время ничуть не потерял в оригинальности.
Volkswagen Up! – это крошка, на 430 мм короче, на 40 мм уже и на 20 мм выше Volkswagen Polo в кузове хэтчбек, при условии уменьшения колесной базы всего на 50 мм. Но интересней всего то, что в салоне машины совсем не ощущаешь ее «субкомпактность»: сидящие спереди не толкают друг друга плечами, не упираются головами в потолок, а правый пассажир имеет достаточно пространства для ног.
Да и на заднем диване, как мы установили экспериментальным путем, вполне может поместиться взрослый человек ростом 1,8 метра, и будет чувствовать себя лучше, чем в консервной банке. Единственный просчет конструкторов Volkswagen – сзади нет ни одной ручки, за которую можно было бы держаться. В общем, VW Up! получился почти полноценным четырехместным автомобилем.
Малая колесная база позволила конструкторам не жертвовать объемом багажника ради высвобождения нескольких литров для салона. В багажнике есть двойной пол и его высота регулируется. Общий объем этого отсека составляет 251 литр. Для сравнения, ближайший конкурент Fiat 500 и Citroen C1 имеют багажник объемом всего 185 и 199 литров. При этом, если сложить задние сиденья, то полезное пространство увеличится до внушительного 951 литра: ни одному конкуренту такое и не снилось.
В салоне
Интерьер всецело выдает работу дизайнеров Volkswagen, даже если закрыть рукой все шильдики. Тем не менее, свойственных другим моделям марки элементов здесь мало. «Ап» получил свой руль, оригинальные дефлекторы вентиляционной системы и свою комбинацию приборов.
И еще одним важным отличием модификации white стало наличие «псевдокожаных» сидений с развитой боковой поддержкой, вшитыми в спинки логотипами VW и интегрированными подголовниками. Огорчило только использование ступенчатой регулировки наклона спинки.
Сзади достаточно места для полноценного размещения двух взрослых людей. Есть даже подстаканники, но почему инженеры забыли о ручках, мы понять так и не смогли.
Но даже несмотря на наличие в автомобиле самого мощного мотора и удобных «псевдокожаных» сидений, в интерьере самого дорого представителя линейки вы не найдете мягкого пластика. Здесь даже руль регулируется только по высоте, а на приборной панели даже нет индикатора включения фар. Что интересно, сэкономили даже на кнопках: с водительской двери можно управлять только водительским стеклоподъемником. Ну а чего вы ждали от бюджетного малолитражного автомобиля? Зато собран он очень качественно, нигде нет голого металла, как это можно увидеть на примере Peugeot 107 или даже Citroen C1. В общем и целом «Ап» получил весьма приятный и симпатичный салон. Материалы отделки в Volkswagen Up! дешевые, но выглядят они очень хорошо.
Под капотом
Насколько бы модными ни были в Европе дизели, для фольксвагеновского ситикара ни одного дизельного движка не предусмотрено в природе. Выбор моторов здесь вообще очень маленький – пара трехцилиндровых бензиновых моторов объемом один литр, мощностью 60 и 75 л.с. Зато на выбор немцы предлагают пятиступенчатую «механику» и «робот».
Но даже в комплектации с литровым моторчиком маленькая машинка разгоняется весьма бодро. Для передвижения в городском потоке динамики вам хватит с запасом. Но главная проблема компактного «Апа» кроется в затяжных подъемах, на которых движок явно начинает затухать, заставляя водителя сбрасывать сразу по две передачи.
Максимальный крутящий момент движка в обоих случаях равняется 95 Н м, которые открываются водителю на оборотах 3 – 4,3 тысяч в минуту. Но вот механическую коробку немецкий концерн недоработал. Педаль сцепления сделали такой же длинноходной, как и у других «Фольксвагенов». На рычаг передается минимум вибраций, но вот четкостью переключений коробка похвастать не может (на тестовом автомобиле так вообще иногда с трудом удавалось включить первую передачу). Ходы всех передач нам показались великоватыми: это позволяет не слишком часто брать в руки «мешалку». Так, на вторую переключаешься только на 60 км/ч, а на третью после 95 км/ч.
Когда мы выехали на автостраду и разогнались до 100 км/ч, то сразу же заметили, как автомобильчик утратил весь свой боевой «запал» и стрелка спидометра начала забираться в правую часть шкалы очень неохотно. И все же вы не ощущаете, что машина идет из последних сил: едет себе и только…
Портативную мультимедийную систему «maps + more» можно использовать и в качестве экрана для навигации (кстати, предусмотрен перевод на русский язык меню и подсказок GPS), и в качестве экрана для вывода данных с бортового компьютера.
Даже когда мы разогнались до 120-130 км/ч, в «Апе» на удивление оставалось тихо. Да, если бы вы разогнались до такой скорости на флагманском «Фаэтоне», то смогли бы разговаривать не повышая голоса, но извините пожалуйста! Здесь вам придется слегка поднапрячься, и только. Подвеска работает отлично. Даже на неровной дороге и на ямах вспоминаешь о качестве дорожного полотна как-то не сразу – машинка уверенно преодолевает кочки без лишнего шума с низов. При этом VW Up! не раскачивается и не слишком сильно кренится.
Отведенных на тест-драйв нескольких часов нам едва хватило. По дороге обратно, перед выездом на шоссе, мы заехали на короткий участок серпантина, идущего то вверх, то вниз. От езды по этому участку мы получили сплошное удовольствие. Шасси отработало точно, легко и живо. Руль очень приятный и отчетливо реагирует на действия водителя.
За доплату в Volkswagen Up! можно установить систему экстренного торможения City Emergency Braking. Система работает на основе лазерного датчика, установленного перед зеркалом заднего вида на лобовом стекле. Лазер постоянно сканирует дорогу перед автомобилем, обеспечивая ему постоянное «окно» в пределах 10 метров. Система срабатывает на скоростях от 5 до 30 км/ч и в случае стремительного сокращения дистанции к преграде она начинает экстренное торможение вплоть до полной остановки. При этом хваленая система может вообще не вмешаться в управление автомобилем, если будет установлен факт воздействия водителем на педаль тормоза и поворот руля.
Может ли Volkswagen Up! стать иконой немецкого автопрома, как некогда стал Beetle и Golf? Приживется ли машинка на европейском рынке? По результатам тест-драйва мы можем ответить утвердительно. «Фольксваген» создал очень сбалансированный и практичный автомобиль с очень достойным дизайном и конструкцией для своего класса. Большую симпатию вызывает только итальянский Fiat 500 – маленькая, задорная и веселая машинка с многогранным характером и кучей приятных сюрпризов, которыми хочется любоваться снова и снова.
И соперничать с Fiat 500 новинке от Volkswagen придется не на жизнь, а на смерть. Но в рукаве у маленькой машинки VW есть крупный козырь – стоимость. Так, базовую комплектацию VW Up! можно взять в Европе за 9 850 евро, дешевле чем любой другой конкурент! За Fiat 500 дилеры итальянской марки хотят не меньше 11 400 евро, а за Citroen C1 в французских автоцентрах хотят от 10 тысяч. Самым дорогим конкурентом оказался «Тойотовский» iQ с ценником 12 000 евро.
Жаль что на наш рынок машинка так и не приехала. И всему виной то обстоятельство, что после всей бюрократической волокиты ценник на него оказался бы таким же, как на большой седан Volkswagen Polo. Как видите, в Европе и в Украине понятие «народного» автомобиля сильно отличается.