Немецкий концерн Volkswagen Group признал спад продаж в 2021 году из-за пагубных последствий кризиса с поставками чипов. Как результат, годовой объём продаж автомобилей концерна сократился на 2,3 млн единиц.
Мультибрендовый концерн, объединяющий в одной конюшне марки Volkswagen, Audi, Skoda и SEAT, продал в 2021 году 8,6 млн новых машин. Это на 6,3% хуже результата 2020 года, или на 2,3 млн автомобилей меньше, при условии, что 2020-й тоже не отличился рекордными продажами, так как он принял на себя главный удар Covid-ограничений. Чтобы увидеть в этой цифре контекст, приведём для сравнения весь объём продаж BMW в 2021 году, который составил 2,21 млн автомобилей (и 2,5 млн в сумме для семьи BMW Group).
Но в этой облачной для Вольфсбурга истории есть и лучик света: выручка от продаж новых автомобилей фактически выросла до €250,9 млрд / $275,6 млрд, а операционная прибыль подскочила до €19,3 млрд / $21,2 млрд, в результате чего общая прибыль до вычета налогов увеличилась почти на 73% до €20,1 млрд / $22,1 млрд. Этот впечатляющий подвиг обусловлен более высокими транзакционными ценами и повышенным интересом к продукции VW Group со стороны покупателей, чему способствовало введение в портфолио группы новых электрических моделей.
Несмотря на поражение в битве с Tesla на рынке США, Volkswagen добился большого успеха в Европе, где концерн занял долю 25% на рынке электромобилей, фактически став самой крупной рыбой в пруду. Общий объём продаж электромобилей по всему миру почти удвоился в 2021 году, составив 452 900 автомобилей, и можно поспорить, что в 2022 году это число сделает ещё один гигантский скачок.
Однако Volkswagen надеялся на большее, несмотря на последствия пандемии COVID-19 и кризис полупроводников. Вторжение России в Украину поставило крест на некоторых производственных процессах VW Group и может вызвать ряд других проблем, в том числе полную остановку продаж в России, потерю производственных мощностей на российских заводах и перебои с поставками запчастей.
Генеральный директор Volkswagen Group Герберт Дисс сообщил на прошлой неделе, что затяжная война на Украине будет иметь для экономики Германии и Европы более разрушительные последствия, чем пандемия COVID-19 и нехватка полупроводников вместе взятые. Перебои в глобальных цепочках поставок «могут привести к неконтролируемому росту цен, нехватке энергии и инфляции», — подытожил Дисс в интервью для Financial Times.