Ещё не существовало вменяемых технических характеристик автомобиля, но идея гонок уже витала в воздухе. Технически на уровне любителей-владельцев машин первая задокументированная гонка состоялась 30 августа 1867 года в Англии, на 13-километровом участке дороги между Манчестером и Траффордом, а в 1973 году, Международной автомобильной федерацией FIA, были учреждены самые авторитетные международные раллийные состязания, начавшиеся с этапа по Ралли Монте-Карло, который с дебютного сезона стал сенсацией, привлекшей внимание множества азартных любителей скоростной езды.
Исторический факт: матерью и доминантой современной эпохи ралли является Европа. Например, в календаре Международного ралли-чемпионата WRC на 2022 год 10 из 13 этапов проводится в разных странах Европы: оставшиеся три в Японии, Африке и Новой Зеландии. Также очевидный вывод, что Европа генерирует наибольший интерес к гонкам ралли, однако в разные годы этапы ралли WRC проходят по трекам в Мексике, Чили, Китае и в США (а в 2005 — 2018 годах в США проводился также свой собственный чемпионат Rally America). Итак, посмотрим, какие самые популярные чемпионаты по ралли остаются в строю?
Чемпионат мира по ралли WRC
Самый авторитетный и один из старейших чемпионатов ралли, который ежегодно проводится с 1973 года, без перерывов даже на пандемию Covid-19. По производителям наибольшее число побед WRC удерживают Citroen, Ford, Lancia, Toyota, Peugeot, Subaru и Volkswagen, а по странам ТОП-3 чемпионов WRC родом из Франции, Финляндии и Великобритании. Только по данным за 2020 год мировая аудитория WRC превышала 542 млн зрителей. Действующим чемпионом мира является французский автогонщик Себастьен Ожье.
Ралли-рейд «Дакар»
Легендарный ралли-марафон «Дакар» — это мать всем видам ралли, гонка по пересечённой местности, по пустыням и дюнам, самое сложное испытание для каждого гонщика. Сенсационная гонка на выносливость для людей и машин ежегодно привлекает к себе внимание крупнейших спонсоров и лучших автопроизводителей мира. Audi, например, использовала этапы Ралли «Дакар-2022» как плацдарм для испытания на выносливость своих электро-батарейных технологий в болиде RS Q e-tron.
Чемпионат Европы по ралли
Серия ERC (или European Rally Championship) ежегодно проводится с 1953 года и является старейшей в нашем ТОП-листе. Входя в число лучших раллийных серий, она подарила миру десятки чемпионов, которые впоследствии покорили и WRC. В сезонах ERC последних лет лучших результатов достигают раллийные болиды Skoda Fabia R5, Volkswagen Polo GTI R5, Ford Fiesta Rally3 и Citroen C3 R5.
Чемпионат мира по ралли-кроссу
Чемпионат мира по ралли-кроссу World RX учреждён в 2014 году. Это относительно молодой чемпионат ралли, но с большим спонсорским и зрелищным потенциалом. Главная отличительная черта чемпионата World RX кроется в том, что его проводят на замкнутых трассах со смешанным покрытием, что позволяет организовать наблюдение за гонкой для зрителей и ТВ-аудитории по принципу гоночных трасс Формулы-1. Новый формат зрелищен и развивается. Чемпионы World RX традиционно представляют Норвегию, Финляндию и Францию, управляя такими автомобилями, как Audi S1, Volkswagen Polo, Citroen DS3, Peugeot 208 и Ford Fiesta.
Чемпионаты от Американской ассоциации ралли
После «смерти» Rally America в 2018 году, роль раллийной доминанты в США взяла на себя Американская ассоциация ралли, под эгидой которой проводятся самые разнообразные и зрелищные этапы ралли по лесам и болотам, горам и долинам, по рельефным просторам Айдахо и безжалостным палящим пустыням Невады. В лучших традициях американского автоспорта, для организации зрелищных раллийных гонок от ARA и дрифт-шоу привлекается множество спонсоров: автопроизводители, производители энергетических напитков типа Red Bull и Monster Energy, лидеры индустрии развлечений и даже лучшие онлайн казино, букмекерские конторы, и многие другие.
Интерконтинентальный кубок ФИА по дрифту
Интерконтинентальный кубок ФИА по дрифту является вторым молодым и популярным ответвлением из традиционного мира ралли после ралли-кросса. Этапы кубка по дрифту проводятся на кольцевых трассах, где водители набирают баллы и взбираются на подиум не только по финишному зачёту, но и по сумме набранных баллов за эффектный дрифт. С проведения первого межконтинентального кубка по дрифту в 2017 году, в число самых успешных стран соревнования вошли Япония, Ирландия, Швейцария, Латвия, Таиланд, Великобритания и Украина.
Чемпионат мира по ралли в классе WRC-2
На фоне других ралли чемпионатов из нашего списка, что требуют бесконечных спонсорских вливаний, покупки безумно дорогих модифицированных автомобилей и оплаты гонораров профессиональных автогонщиков-чемпионов, Чемпионат мира по ралли в классе WRC-2 наименее затратный. Этот чемпионат проводится в качестве категории поддержки WRC, но выдвигает высокие ограничения к усовершенствованию двигателя, трансмиссии и шасси. Как следствие, принять участие в WRC-2 можно с наименьшими затратами как заводским, так и частным командам. Чемпионат ежегодно проводится с 2013 года, зачастую на автомобилях Ford Fiesta, Skoda Fabia, Citroen C3, Hyundai i20, Peugeot 208 и Volkswagen Polo.
Чемпионат мира по ралли в классе Junior
Юниорская серия основного чемпионата WRC ежегодно проводится с 2001 года. В ней принимают участие молодые автогонщики возрастом до 29 лет, пробивая себе возможность сделать карьеру профессионала и чемпиона WRC. Например, через JWRC прошли действующий чемпион WRC Себастьен Ожье, самый титулованный раллист в истории Себастьен Лёб, а также автогонщики Дани Сордо, Эльфин Эванс и Тьерри Невиль.