История Volkswagen Transporter — это история становления класса минивэнов в своём классическом понимании. После феноменального успеха с VW Beetle, боссы немецкой компании приняли решение расширить модельный ассортимент практичным автомобилем для поездок компаниями. В будущем данный автомобиль стал базой для большого количества кузовных модификаций (в том числе и грузовых). Далее Материал сопровождают фото Volkswagen Transporter в поколениях от первого по пятый.
Оглавление:
Эпоха Volkswagen T1. 1950 — 1966 годы
63 года назад Федеративная Республика Германия переживала период рассвета. Появлялись новые предприятия, расширялись существующие. На волне успеха расширяла свои производственные мощности и компания Volkswagen, выпустившая второй «народный автомобиль» Bulli (Бычок). Впоследствии машина получит название Transporter или T1. Минивэн был очень простеньким, но именно ему предстояло покорить весь мир.
Когда серийное производство легкового Beetle удалось хорошо отладить, Volkswagen сконцентрировала внимание своих инженеров над разработкой второго автомобиля в модельном ряде. Так на свет появляется универсальный грузовичок Typ2 с основными конструктивными компонентами от Beetle: такой же движок с воздушным охлаждением в корме, такая же подвеска всех колёс и такой же несущий кузов.
Идея создания первого минивэна принадлежит голландскому торговцу автомобилями Бену Пону, который во время делового визита на завод Volkswagen в Вольфсбурге обратил внимание на моторизированную тележку для быстрой перевозки груза внутри цеха. Он сразу начал развивать идею, что было бы неплохо начать выпускать небольшие и практичные грузовые автомобили. Но в своих мечтаниях Бен не был одинок: баварец Густав Майер буквально посвятил минивэнам всю свою жизнь. Густав Майер начал работать на заводе Volkswagen в 1949 году. К этому моменту Густав уже успел завоевать известность да такую, что его начали называть талантом от Бога. За короткое время он дослужился до поста главного конструктора в грузовом отделении Volkswagen. С этого момента все новые модификации Transporter проходили через его руки. Его руками тщательно создавалась хорошая репутация серии T.
Первый автомобиль данной серии выходит из цеха Густава Майера 11 марта 1949 года. Его ещё нельзя было назвать минивэном и для него больше подходило определение фургон. В длину фургончик имел 4 300 мм, а при собственном весе около 1000 кг он мог поднять на борт 830 кг груза. Впервые в автофургоне объединились качества грузовика и легкового автомобиля (который и лежит в основе T). Конструкторы выбрали для новинки несущую цельнометаллическую конструкцию в форме контейнера — уже тогда эта форма считалась самой удобной для перевозки грузов. Впервые Volkswagen подвергает модель тестам в аэродинамической трубе! На основе полученных результатов разрабатываются отдельные детали грузового минивэна.
Как говорилось выше, Фольксваген Транспортер первого поколения унаследовал от Beetle много конструктивных деталей: его подвеску, рулевое управление и блок передаточного механизма двигателя. Поскольку на новинку накладывались ограничения имеющегося в наличии конвейера, её пришлось сделать идентичной для Фольксвагена Жука — с такой же колёсной базой, такими же габаритами и высотой.
В T1 конструкторы решили применять инновационное решение: разделить кузов на три части — на кабину водителя, на грузовое отделение объёмом 4,6 м3 и моторный отсек. В «базе» T1 имел двухстворчатые двери только с одной стороны, но по желанию клиента их могли установить на обе стороны. Благодаря большому расстоянию между осями, расположению мотора и передаточного механизма в корме автомобиля, инженеры создали авто с образцовым распределением веса (задняя и передняя ось нагружены по соотношению 1:1). Тем не менее, положение мотора в образцах первых лет оказалось слишком неудачным, что не давало и шанса на установку дверцы багажника. Но с 1953 года дверцу багажника всё же установили, что значительно упростило загрузку и разгрузку грузовика.
Двигатель с системой воздушного охлаждения доставлял водителям минимум проблем: он не замерзал и не перегревался, что стало одним из основных факторов популяризации микроавтобуса и грузовика Bulli на рынке. Они успешно продавались как в тропиках, так и в арктических регионах. Способствовала хорошим продажам и достойная динамика «рабочей лошадки»: с грузом 750 кг он вполне мог разогнаться до 80 км/ч. При этом автофургон расходовал около 9,5-л топлива на 100 км пути. Настоящей сенсацией в этом грузовом автомобиле стал серийная калориферная печка, так как большое расстояние между двигателем и кабиной водителя не давало возможности отапливать её теплом от мотора. Это заставило Volkswagen заказать автономную систему отопления для T1 у компании Eberspacher, которая предложила серийный вариант печи в 1954 году.
В начале 1950 года с конвейера Volkswagen сходят первые автофургоны, однако официальная их презентация проходит только весной. К концу весны того же года модельный ряд T1 пополняется комбинированным автобусом и восьмиместным пассажирским автобусом. Обе модели легко трансформировались в грузопассажирское авто за счёт легкосъёмной конструкции сидений и изменения их положения. Наконец, восьмиместный микроавтобус стал доступным для масс. Позже на основе новинок разрабатывается специальная версия с лакированным кузовом, элегантными вставками и декоративными стёклами в крыше, которые в свою очередь и скопировали советские конструкторы, когда проектировали легендарный автобус ПАЗ-672.
С 1951 года Volkswagen начинает выпускать пассажирскую модификацию T1 Samba, которая становится популярной благодаря двухцветной покраске кузова, съёмной брезентовой крыше, 9 пассажирским местам, 21 окну (8 в крыше) и изобилию хрома в отделке. Samba стала тем минивэном, который справедливо можно назвать первой ласточкой столь популярного нынче сегмента минивэнов. В панели приборов «Самбы» появляется специальная ячейка для приёмника (в 50-х годах это было что-то невероятное). В том же году Volkswagen предлагает два заводских варианта полностью экипированной машины скорой помощи.
В следующем году немецкая компания выпускает ещё одну модификацию трейлера с бортовой платформой. Конструкция с такой платформой позволила высвободить большую область для объёмного груза. В 1959 году Volkswagen выпускает T1 с погрузочной площадкой шириной 2 метра. На выбор начинают предлагать цельнометаллическую, деревянную и комбинированную конструкцию. Также с этого года появляются несколько заводских модификаций с двойной кабиной, но их воспринимали уже в качестве тюнингованного варианта для базового авто.
В удлинённой кабине можно было с комфортом ездить в составе группы работников на вызовы, а грузовую платформу длиной 1 750 мм использовать для перевозки инструментов, оборудования или стройматериалов.
Наряду с производством серийного варианта трейлера, на его базе разрабатывают полицейский и пожарный фургон, а цельнометаллический кузов становится основой для бесчисленного числа вариаций. На базе VW T1 был даже создан «дом на колёсах» компании Westfalia. Производство этих «домов» началось на заводе Westfalia в 1954 году. Конструкция нового автофургона предусматривала один стол, несколько стульев, кровать, шкаф и прочее. В мобильном состоянии все компоненты надёжно закреплялись и упаковывались, что делало их транспортировку на шасси от T1 безопасной. В комплектацию домов на колёсах Westfalia входил солнцезащитный козырёк-крыша, с помощью которой можно было образовать частную веранду.
С 1950 по 1954 годы минивэн комплектовали 25-сильным мотором объёмом 1131 см³. С 1954 года рабочий объём движка увеличивается до 1192 см³, а мощность до 30 л.с. В 1959 году проводится очередной «апгрейд» мотора, что доводит его мощность до 34 л.с. Комбинированным замком зажигания минивэн начали комплектовать с 1959-го. Сначала авто оснащали несинхронизированным четырёхступенчатым передаточным механизмом, но с 1959-го начали комплектовать полностью синхронизированным.
В 1950 году производственные мощности завода Volkswagen позволяли выпускать только по 10 микроавтобусов и фургонов T1 в день. Но делая поправку на высокий спрос модели, руководство Volkswagen решает увеличить её производство. 9 октября 1954 года с конвейера завода в Вольфсбурге сходит стотысячный Bulli. Чтобы полностью удовлетворить рыночный спрос, Volkswagen расширяет своё производство, для чего строится новый завод в Ганновере (он начинает серийный выпуск грузовиков Bulli в 1956 году).
На новом заводе в сентябре 1956 года выпускается двухсоттысячный фургон. На протяжении следующих пяти лет популярность Bulli продолжает расти и к концу августа с конвейера завода в Ганновере выходит полумиллионный T1 (к этому моменту ежедневные производственные способности вырастают до 550 автомобилей). В октябре 1962 года Volkswagen отчитывается о выпуске миллионного Bulli.
Что самое интересное, первое поколение Transporter было очень популярно в Америке — там оно неразрывно связано с поколением Хиппи. Именно этот автомобиль в 60-х годах выбирали люди в рваных джинсах, с гитарами на плечах и волосами длиной по пояс. Никаких существенных изменений в дизайне микроавтобуса не происходит вплоть до июня 1967 года.
Эпоха Volkswagen T2. 1967 — 1979 годы производства
В конце 1967 года наступает эпоха второго поколения VW Transporter. К этому моменту с заводов Volkswagen было выпущено уже 1,8 млн микроавтобусов. Минивэн с индексом T2 был разработан конструктором Густавом Майером, который сохранил базу от Typ2 Bulli, но дополнил её множеством существенных изменений.
Минивэн нового поколения увеличился в размерах, стал надёжнее, долговечнее и красивее. Но что ещё важнее — ходовые показатели и лёгкость в управлении вплотную приблизились к показателям легкового автомобиля. Этот результат стал следствием отличного выбора передних колёс и идеальной развесовки по осям. Внешне минивэн стал современней и безопасней, а вместо двухсекционного ветрового стекла на машину установили панорамное стекло. Двигатель остался сзади, как и привод.
Майер предложил для T2 линейку оппозитных моторов с рабочим объёмом от 1,6- до 2,0-литра (мощностью от 47 до 70 л.с.). В машине появилась усиленная задняя подвеска и двухконтурная тормозная система. Transporter T2 теперь имел максимальную скорость выше 100 км/ч, а различных модификаций его конструкции стало больше. В 70-х годах в Европе наступает бум автотуризма, поэтому очень многие T2 переоборудуются в дачи на колёсах. С 1978 года выпускается первая полноприводная модификация T2.
VW T2 становится первым минивэном в мире со сдвигаемой в сторону дверью — деталь, без которой немыслим ни один современный минивэн и даже фургон.
В 1971 году Volkswagen расширяет свой завод в Ганновере, что определённым образом влияет на производственную мощность — за год здесь собирается 294 932 автомобиля. На второе поколение Transporter приходятся юбилейные двух-, трёх- и четырёхмиллионные минивэны. Это косвенно утверждает на тот факт, что пик своей популярности Transporter пережил в поколении T2. Одного завода оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить растущий спрос, поэтому Volkswagen налаживает сборку популярного минивэна на своих производственных мощностях в Бразилии, Мексике и Южной Африке.
T2 выпускается в Германии в период с 1967 по 1979 годы. Было в истории второго поколения «Транспортера» одно не всем известное событие: с 1971 года он выпускался в виде модернизованного T2b.
С 1979 по 2013 год T2b выпускается в Бразилии. После изменения крыши, салона, бампера и других кузовных компонентов, модель сменила индекс на T2c. Бразильское предприятие также выпустило ограниченную партию с дизельным двигателем. С 2006 года бразильский завод перестал выпускать двигатели воздушного охлаждения, вместо которого начал использовать 1,4-литровый рядный мотор мощностью 70 л.с. Это вынудило изменить классическую «мордочку» машины и оснастить её решёткой для охлаждения радиатора двигателя. До 31 декабря 2013 года производство T2b, T2c и их модификаций окончательно прекратится. До последнего момента машину будут продавать в двух исполнениях — 9-местный микроавтобус и панельный фургон. На данный момент T2 стоит у официальных дилеров Volkswagen в Бразилии около $23 000. В Германии за автомобиль 2006 года выпуска без пробега могут запросить больше €22 000.
Эпоха Volkswagen T3. 1979 — 1992 годы производства
Третий Transporter был презентован в 1979 году. Автомобиль получил массу технических нововведений в ходовой части и в двигателях. В третьем поколении Транспортер обзавёлся более вместительным угловатым кузовом. Дизайн этого поколения полностью соответствовал господствовавшему в конце 70-х годов конструктивизму — кузов избавился от сложных поверхностей, повысилась функциональность панелей и возросла конечная жёсткость кузова.
С начала производства третьего поколения Transporter, Volkswagen начинает уделять больше внимания антикоррозийной обработке кузова, а многие его детали изготавливают из оцинкованных стальных листьев. Число слоёв в лакокрасочном покрытии достигает шести.
Поначалу публика восприняла новинку сухо — техническая начинка не соответствовала её ожиданиям. Ещё бы, заднее расположение мотора и воздушное охлаждение в конце 70-х казалось слишком простоватым. Да и мощности двигателя 50 или 70 л.с. явно не хватало 1,4-тонному автомобилю. Лишь спустя несколько лет T3 начинают комплектовать бензиновым мотором с водяным охлаждением и первым в истории Transporter дизелем. После этого интерес к минивэну немного возобновляется.
В 1981 году Volkswagen выпускает модификацию третьего T с приставкой Caravelle в названии. Авто получило 9-местную конфигурацию, отделку велюром и вращающиеся вокруг своей оси сиденья. Caravelle отличалась квадратными фарами, более массивными бамперами и пластиковыми накладками на кузове.
В 1985 году Volkswagen презентует в Шладминге (Австрия) новый T3 Syncro — полноприводную модификацию минивэна (модификация существовала и для T2). Надёжность полноприводного T3 подтвердил лично Густав Майер, совершивший на нём показательный заезд по Сахаре без существенных поломок. Эту модификацию высоко оценили все потребители, которым нужен был полноприводный и нетребовательный микроавтобус.
Третье поколение Transporter имело широкую гамму двигателей, состоящую из бензиновых моторов объёмом 1,6- 2,1-литра (мощностью 50 — 102 л.с.) и дизельных агрегатов объёмом 1,6- и 1,7-литра (мощность 50 и 70 л.с. соответственно). С прекращением серийного производства Volkswagen T3 в 1992 году закончилась целая эпоха микроавтобусов. Как в 1974 году на смену легендарному «Жуку» пришёл радикально отличающийся по концепции «Гольф», так и Transporter третьего поколения уступил место четвёртому поколению.
Эпоха Volkswagen T4 и T5. В производстве с 1990 года
Принципиально новый переднеприводный Transporter T4 дебютирует в августе 1990 года. Минивэн был непривычен во всём: двигатель спереди, передний привод, водяное охлаждение и даже разное межосевое расстояние от модификации к модификации. Первое время старые приверженцы Transporter всецело критиковали четвёртый T. Но это длилось недолго и вскоре всем стало понятно, что история Volkswagen Transporter T4 — это история радикальных перемен. Немного привыкнув к новому исполнению Т4 Фольксваген, покупатели начали выстраиваться за ним в очереди в автосалонах. Благодаря переднему расположению мотора и переднему приводу, производитель существенно повысил вместительность модели, что открыло новые горизонты для сооружения на шасси T4 различных типов фургонов.
Сначала VW выпускает четвёртый T только в модификации Transporter и элегантной Caravelle (салон, подточенный под требования для перевозки пассажиров). Спустя некоторое время рынок минивэнов начинает стремительно расти. Volkswagen возобновляет интерес к своему автомобилю, выпуская на базе Caravelle туристический минивэн California с более дорогим салоном и широкой гаммой расцветок. Однако California оказывается невостребованной на рынке и в 1996 году её заменяют версией Multivan, во многом идентичной грузовому автомобилю, однако с гораздо более роскошным и комфортабельным внутренним исполнением.
Первые VW Mutltivan T4 комплектуют 24-клапанными двигателями V6 объёмом 2,8-литра и мощностью 204 л.с., что стало одним их ключевых факторов их популярности. По желанию клиентов в оснащение Multivan входил компьютер, телефон и факс. Multivan был только короткобазным и вмещал до семи пассажиров. Одновременно с выпуском Multivan T4, компания проводит рестайлинг модификации Caravelle T4 с новой светотехникой и слегка переработанным передком.
Серия T4 продавалась с 4- и 5-цилиндровыми бензиновыми и дизельными моторами объёмом 1,8 — 2,8 литра (мощность от 68 до 150 л.с.). С 1997 года гамма двигателей пополняется турбонаддувными дизельными моторами объёмом 2,5-литра с системой непосредственного впрыска и мощностью 102 л.с. В 1992 году семейство T4 пополняет полноприводная версия Syncro.
На конвейере четвёртое поколение «Транспортера» продержалось до 2000 года, когда поспевало пятое поколение. За время выпуска T4 удостоился нескольких наград и почётных званий из мира автомобильного рынка.
В 2000 году Volkswagen начинает серийное производство пятого поколения Transporter. С этого времени производитель развивает сразу несколько направлений: грузовое T5, пассажирское Caravelle, туристическое Multivan и промежуточный грузопассажирский вариант Shuttle вместимостью от 7 до 11 человек, представляющий собой смесь грузового T5 и пассажирского Caravelle.
В автомобиле нового поколения возросла грузоподъёмность и расширилась гамма двигателей. Всего предлагается 4 дизельных мотора мощностью 86 — 174 л.с. и только два бензиновых агрегата мощностью 115 и 235 л.с.
Все доступные в продаже модификации Т5 Фольксваген строятся на основе двух вариантов колёсной базы, трёх вариантов высоты кузова и пяти вариантов объёма грузового отсека.
Комфортабельность Multivan T5 значительно возросла. Главной изюминкой стала система Digital Voice Enchancement, которая позволяет всем пассажирам разговаривать не повышая голос в специальный микрофон: все разговоры транслируются на установленные по периметру салона динамики. Multivan T5 стал первым микроавтобусом с боковыми подушками безопасности. Изменилась и подвеска: отныне она полностью независимая, хотя ранее задние колёса стояли на рессорной подвеске.
В целом из дорогого коммерческого микроавтобуса Multivan T5 перевоплотился в минивэн класса люкс. Caravelle T5 тоже представляет данную категорию, хотя у него немного другое предназначение — это идеальное транспортное средство для служебных поездок на дальние расстояния.
На базе T5, кроме всего вышеописанного, также выпускается эвакуатор и бронеавтомобиль. Бронеавтомобиль комплектуется бронированными панелями по периметру, пулестойкими стёклами, дополнительными механическим запорами в дверях, бронированным люком в крыше, защитой аккумулятора, переговорным устройством и системой пожаротушения мотора. За доплату предлагается противоосколочная защита пола, кронштейн под оружие и ящик для перевозки денег. Бронированный T5 имеет грузоподъёмность 3 000 кг. В оснащении эвакуатора числится опускаемое алюминиевое шасси, алюминиевая платформа, запасные колёса, 8 розеток, передвижная лебёдка с 20 метрами троса. Этот автомобиль имеет грузоподъёмность до 2 300 кг.
В пятом «Транспортере» вопросам безопасности уделено много внимания. Если грузовые версии комплектуют лишь системой ABS и подушками безопасности, то в пассажирских модификациях на борту есть все современные системы, такие как ESP, ASR и EDS.
В 2015-ом году легендарный вэн перешёл в шестое поколение. Читайте, как развивается современная история Volkswagen Transporter на страницах нашего издания. Ниже приведены другие фото Volkswagen Transporter пятого поколения.