С 1996 года Audi A3 померяла разные типы кузова: была даже версия без верха. Но до настоящего момента в гамме не было четырехдверки – в этом попросту не было необходимости. Но теперь рынок сбыта Audi A3 расширяется: продажи седана начнутся в США, Китае и даже в Европе. Зачем было вообще его делать? Мы попробуем в этом разобраться.
Нарисовать эффектный суперкар наподобие Audi R8 – проще простого. Намного сложнее создать красивую утилитарную машину, особенно если это седан. Так посекретничал на презентации Audi A3 в Будапеште главный дизайнер нового поколения A3 – Маркус Гляйц. Поэтому новое поколение и создавалось начиная с хэтчбека. Но ожидая, что они смогут создать седан, просто прикрутив к нему багажник, дизайнеры Ауди вдруг поняли, что ничего у них не выйдет и придется нарисовать машину заново.
И Маркус не пошутил! Audi A3 Sedan – это не просто переделанный пятидверный A3 Sportback – это автомобиль с абсолютно другими кузовными панелями. Если бы они просто взяли и продлили боковую выштамповку на багажник, то силуэт оказался бы очень некрасивым – корма могла получиться либо слишком массивной, либо кургузой. В итоге эту линию полностью перерисовали, что вынудило инженеров сделать под все кузовные панели для седана новые штампы. С изменением пропорций пришлось доработать и форму колесных арок – по краю пролегают дополнительные канавки. А чтобы придать седану еще более агрессивный облик, дизайнеры изменили форму капота и добавили в конструкцию другой передний бампер.
В итоге у нового седана и хэтчбека Audi A3 общими остались только передние фары, ручки дверей, боковые зеркала и частично остекление. Ну и конечно же, у машин осталась общая платформа.
Как и пятидверный хэтчбек, седан A3 построен на модульной «тележке» MQB, удлиненной на 35 мм в сравнении с трехдверным вариантом. В семействе A3 седан оказался самым крупным: он на 15 см длиннее пятидверного хэтчбека и оснащен 425-литровым багажником, что на 60 литров больше, чем у версии Sportback и на 40 литров, чем у трехдверного A3.
Интерьер нового седана — как у любого другого современного A3: минимализм, стиль и высокое качество. Между информативными шкалами спидометра и тахометра расположился цветной дисплей, на который выводится информация с бортового компьютера и подсказки системы навигации. Чтобы поднять или опустить дисплей мультимедийной системы, необходимо нажать специальную кнопку на центральной консоли. Блок климат-контроля получил просто образцовую эргономику.
Сиденья получились очень удобными и цепкими, что является заслугой комбинированной отделки из алькантары и кожи. Впрочем, в тканевых креслах чувствуешь себя ничуть не хуже. Опционально автомобиль оснащают роскошными спортивными сиденьями – в Европе за эту опцию хотят почти 2 000 евро.
Сзади в машине предостаточно места, но в дальнюю дорогу лучше ехать вчетвером – центральный тоннель сделали слишком высоким. Но как сказал Марк, они и не делали машину для пятерых. В идеале седан A3 – это машина для редкой перевозки больше двух пассажиров. Для большого багажника предусмотрено хорошее оснащение сетками для крепления различной поклажи. Спинки заднего дивана складываются частями и в пропорции 40:60.
В целом же, сзади в седане столько же места, столько и в «спортбэке». Высокие пассажиры сразу же обратят внимание на покатую крышу, находящуюся слишком близко к их макушке. Всему виной «спортивный» силуэт седана.
Как прогнозируют маркетологи Audi, по популярности каждым вторым A3 будет именно седан. Возможно, в Европе седаны и не очень популярны, но не стоит забывать о ключевых рынках сбыта: Китае, США и России. В успехе модели на этих рынках немцы просто уверены.
С 1996 года ингольштадская компания выпустила 3 500 000 автомобилей Audi A3 разных поколений. С таким показателем в общем объеме продаж компании A3 занимает 20%. Это означает, что каждый десятый автомобиль «Ауди», проданный во всех уголках мира – это A3.
Отечественный офис Audi даже готов распределить роли для всех членов семейства A3. Так, трехдверку по-прежнему будут позиционировать в качестве дорогого эксклюзива – под капот этой машины ставят только мощный мотор 1.8, развивающий 180 л.с. Для него доступен только семиступенчатый «робот» и передний или полный привод. Более практичный сегмент представит пятидверная Audi A3 Sportback. Для этой версии доступен и вышеупомянутый мотор, и 1,4-литровый агрегат, выдающий 122 л.с. А «хедлайнером» семейства A3, судя по всему, станет седан: именно для него немцы подготовили самую обширную гамму двигателей и коробок.
Помимо уже названных движков, седан A3 оснастят также двумя дизельными агрегатами с одинаковым объемом – 2,0 литра, но с разной мощностью: 110 и 150 л.с. Подготовят и машину с турбодвигателем 1.8, передающим мощь на все колеса. «Заряженную» четырехдверку Audi S3 оснастили 300-сильным турбомотором объемом 2,0-литра, с которым машина разгоняется с нуля до ста за 4,9 секунды.
На особое позиционирование нового седана на всех ключевых рынках указывает и тот факт, что тырехдверную версию A3 решили не оснащать базовым 1,2-литровым мотором, доступным для хэтчбека: для озабоченным экономичностью и экологией европейцев оставили 105-сильный турбодизельный мотор объемом 1,6 литра, доступный только с ручной коробкой.
Базовая модель с дизельным 1,6-литровым мотором и 17-дюймовыми колесами смотрится простовато, а вот версия 1,8 с предустановленным пакетом S-line самое оно: агрессивности машине придает немного другой обвес кузова, 18 или 19-дюймовые колеса, да заниженная подвеска. Едет машина с таким двигателем действительно хорошо, а на качественной дороге от такого вождения получаешь массу удовольствия.
Как и хэтчбек, седан доступен с двумя типами шасси: с торсионной задней балкой и полностью независимая подвеска для всех колес. Первый вариант предусмотрен только для самого маломощного автомобиля с 1,6-литровым дизелем.
Но и на этом новости не заканчиваются: для седана A3 предлагают сразу четыре варианта подвески: базовый, спортивный, заниженный на 100 мм (также отличается другими настройками упругих элементов), S-line в сумме занижающий машину на 25 мм и полностью мехатронный вариант на основе электронноуправляемых амортизаторов. В последнем случае система Audi Drive Select позволит произвольно настраивать дорожный просвет. Во всех других модификациях система будет менять только усилие на руле и остроту реакции на педаль акселератора.
Седан A3 с турбированным 1,8-литровым мотором и «обычной» подвеской получился очень упругим: смело можно ехать даже по неровной дороге и не бояться пробоев подвески. Но такая манера езды чревата повышенной тряской и высокими пиками вертикального ускорения на совсем плохой дороге. Кренится машина малость черезчур, а когда попадаешь на неровности в повороте, то нет-нет да ощущаешь диагональную раскачку. Еще один незначительный недостаток – слишком шумная работа подвески. Но все это проявляется только на плохой дороге.
Зато когда выезжаешь на извилистую дорогу с хорошим асфальтом, то ощущаешь, насколько хорошо этот седан сбалансирован на самом деле. На седане A3 практически не замечаешь традиционную для Audi «отстраненность» рулевого управления. А хорошие настройки шасси точно доставят вам массу удовольствия. В комфортном режиме усилитель руля работает слишком усердно, но вот в режиме Auto все вроде бы в порядке.
Если грамотно пилотировать, то и жаловаться на легкую недостаточную поворачиваемость не станешь, а с поправкой на общую податливость подвески понимаешь, что этот не совсем спортивный седан. Даже с 180-сильным турбомотором седан A3 разгоняется до 100 км/ч за семь с небольшим секунд: слишком дерзкой машину явно не назовешь.
Возможно, во всем виноваты немного растянутые передаточные числа в шестиступенчатой механике – на третьей разгоняешь седан далеко за 100 км/ч и чувствуешь, что еще можно потянуть дальше. Зато механизм отличается отличной избирательностью, а педаль сцепления получилась на удивление информативной. Но с «роботом» ехать все же лучше. Для седана доступна семиступенчатая преселективная коробка передач с двумя сцеплениями (аналог DSG). С этим «автоматом» A3 сразу становится «злее» — передачи переключаются просто молниеносно, нет никакого разрыва тяги и перегазовки при переходе на пониженную.
Хотя для езды в городе с мотором 1.8 и коробкой S tronic придется привыкать: в режиме Drive этот «робот» показал себя традиционно флегматичным, а в режиме Sport чересчур резким.
Вес базового седана A3 с двигателем 1.4 и механической КПП составляет всего 1 235 кг при коэффициенте аэродинамического сопротивления 0,29. Конечно, это далеко до рекорда 0,22, установленного новым седаном Mercedes-Benz CLA, но результат тоже неплохой.
Еще дольше адаптироваться водителю придется к опциональной подвеске S line – заниженная подвеска и спортивные настройки амортизаторов поначалу могут показаться слишком жесткими. С большими 19-дюймовыми колесами вы громче будете бухать на неровностях и заметите все, даже малейшие трещинки на дороге. Такая машина заметно точнее и острее, да и предел возможностей для скоростного прохождения поворотов у него повыше, но с ней надо всегда быть готовым к существенно более низкому уровню ездового комфорта.
Сдвоенным патрубком выхлопной системы оснащают и версию 1.4, и версию 1.8. Так что по глушителю более мощную модель не вычислишь. Вообще, самым оптимальным седаном Audi A3 нам показался турбодитель 1.4 с «роботом» и адаптивной или обычной подвеской. Мотор действительно очень хороший, приятно звучит и предоставляет в распоряжение водителя 250 Н м крутящего момента – вполне достаточно, чтобы уверенно ускоряться почти во всех ситуациях. Да и расходует топливо версия очень даже немного – меньше четырех литров на 100 км пробега!
Впрочем, 125-сильный движок тоже оказался неплохим. Разница в 15 л.с. и 50 Н м вряд ли окажется для покупателя сильно заметной. По крайней мере, другие автомобили концерна VW Group с такими же двигателями на нехватку тяги не страдают.
Audi A3 Sedan – это автомобиль, который в любой версии можно оснастить до топового варианта. Вы даже вольны установить в машину продвинутую мультимедиа систему со сверхтонким выдвижным 7-дюймовым дисплеем. Хотите посмотреть спутниковые карты Google? Без проблем. Почитать новостную ленту RSS? Тоже запросто. А может вам захочется послушать интернет-радиостанцию из каких-то там Штатов? Тоже не вопрос. Установите музыку Bang & Olufsen и устраивайте свои дискотеки. Надоело следить за знаками? Тогда установите систему распознавания дорожных знаков и слежения за разметкой: программа уведомит вас о текущих ограничениях и не позволит лишний раз нарушить. Также в числе опций автоматический парковщик, «умный» круиз-контроль, полностью светодиодные фары и прочее.
Ну и кто издалека сможет разобрать, что у вас не Audi A6, а всего лишь A3?! Главное, что выглядит солидно и едет хорошо, до чего далековато какому-то там хэтчбеку.