Все любители «горячих» хэтчбеков знают о нескольких очень простых истинах. Так, кому нужен неизгладимый первый эффект, покупают Opel Astra OPC на двадцатидюймовых дисках. Любители прокатиться за рулем «заряженного» хэтчбека по треку, покупают Megane RS у дилеров Renault. Но за энергичными и не скучными хэтчбами на каждый день ходят к дилерам Volkswagen,у которых на этот случай припасен Volkswagen Golf GTI седьмого поколения. Еще год назад мы бы посоветовали на этот случай Ford Focus ST, но сегодня все изменилось.
Volkswagen Golf GTI считается одним из самых «долгоиграющих» хот-хэтчей на мировом рынке. «Долгоиграющий» он потому, что VW Group выпускает его вот уже 37-й год подряд, да и серийность у версии самая массовая. Начиная с 1976 года завод Volkswagen выпустил почти два миллиона GTI разных поколений! Да, фотографии этого автомобиля не всегда украшали стены в комнатах подростков. Не всегда они красовались и на разворотах дорогих глянцевых журналов. У «заряженного Гольфа» была другая изюминка: простота, выверенное шасси, талантливые моторы и практичность.
В этом есть своя логика. Ведь в основу VW Golf GTI лег главный мировой бестселлер – «гражданский» Golf, который десятилетиями остается в тройке лидеров мирового автомобильного рынка по объемам продаж.
За эти годы «заряженный» хэтч изменился сильно: вдвое увеличилась его мощность и почти вдвое возросла его масса. От последнего поколения хэтчбека GTI унаследовал все самое лучшее: он построен на новой облегченной платформе MQB, что позволило ему сбросить лишние 42 кг. Также хот-хэтч напичкан самой современной электроникой и получил тщательно собранный салон. Остальные детали Golf GTI последнего поколения разрабатывались специально под него: элементы подвески, чтобы занизить его клиренс на 15 мм; более мощная тормозная система; оригинальные элементы отделки салона; турбомотор объемом 2,0 литра мощностью 220 л.с. и 350 Н м крутящего момента.
Новым двигателем для Golf GTI стал переработанный агрегат E888 с комбинированным впрыском топлива и фазовращателями на впуске/выпуске. Что интересно, с увеличением мощности возросла и экономичность движка.
Некоторым этой мощи может показаться маловато, особенно в сравнении с конкурентами: даже у самого слабого из них сейчас 250 л.с. Но Volkswagen Golf GTI никогда не был лидером по мощности, и он никогда не выигрывал по динамике разгона. В создании этой машины приоритетным всегда оставалась ездовая балансировка, а не сухие цифры разгона до «сотни» и лошадиные силы. Впрочем, и на этом поприще авто не получилось «слабым»: спринт с 0 до 100 км/ч дается этому хот-хэтчу за 6,5 секунды, что равносильно результату Ford Focus ST, у которого на 30 л.с. более мощный движок.
Однако ни один более мощный противник седьмого Golf GTI не получил столь сложное мехатронное шасси и такое же количество вариантов настроек. В достаточно бюджетном автомобиле впервые доступна возможность индивидуализировать шасси, настроить под себя как жесткость адаптивной подвески, так и отзывчивость двигателя, алгоритм работы адаптивных фар и помощь электроусилителя. И уж тем более, ни один конкурент не получил умную электронно-управляемую блокировку на переднем дифференциале.
Инженеры Volkswagen, занимавшиеся проектом GTI для Golf, разместили многодисковую гидромуфту и электрический насос между корпусом дифференциала и правым приводным валом. По первой же команде электроники, связанной с системой стабилизации и ABS, степень блокировки меняется от 0 до 100 %, в зависимости от обстановки на дороге и условий движения. Правда, такую продвинутую блокировку для GTI предлагают только в пакете Performance, в которой также нашлось место для более мощных суппортов и 340-миллиметровых дисков спереди и 310-миллиметровых сзади. Пакет Performance чреват увеличением отдачи движка до 230 л.с. и установкой 18-дюймовых колес. А вот базовому Volkswagen Golf GTI приходится довольствоваться таким же имитатором самоблока XDS+, как и в случае с обычным Golf.
С пакетом Performance Golf GTI разгоняется до «сотни» на 0,1 секунду быстрее. Во время испытаний на Нюрбургринге Golf GTI Performance обошел 220-сильного GTI на восемь секунд.
Оказавшись в салоне, мы сразу же заметили, что скупой интерьер от обычного «Гольфа» перекочевал и на версию GTI. Радует только его продуманность до мелочей, несколько интересных вставок из рифленого пластика, «хром» и красная строчка, попавшая на руль, рукоятку КПП и сиденья. Многие функции автомобиля теперь управляются с большого мультимедийного дисплея с хорошим разрешением – ну почти как у планшета. Дисплей поддерживает «мультитач», а красивый интерфейс только радует глаз. Под кнопку запуска мотора дизайнеры вынесли дополнительную клавишу для выбора режима работы мехатронного шасси. В центре приборной панели в Golf GTI красуется цветной дисплей, на которую выводится вся важная информация с бортового компьютера. Здесь же навигационная система отображает свои подсказки. Фирменной деталью Golf GTI стали сиденья в клеточку. Помимо стильного цвета кресла отличаются повышенным удобством и ярко выраженной боковой поддержкой.
Новое поколение GTI оснастили действительно очень хорошим движком, который характеризуется тяговитостью с самых «низов» и способностью не сбавлять свой напор с увеличением оборотов до максимума. Ему, конечно, можно бы позаимствовать «атмосферную» линейность от Focus ST, так как при каждой попытке резкого ускорения ощущаешь легкую инертность. Но к такому нраву двигателя быстро привыкаешь, адаптируя под него свою манеру вождения и добиваясь максимальной отдачи.
Механическая трансмиссия тоже хороша: механизм отличается образцовой избирательностью и высокой четкостью прищёлкивания передач. Первые две передачи нам показались немного длинноватыми – как-то не очень комфортно себя чувствуешь, когда включаешь третью далеко «за сто».
Но самым вкусным компонентом в седьмом Golf GTI оказалось его шасси. Ни капельки дискомфорта: все работает очень точно и собранно. Поначалу закрадываются подозрения, будто этот хот-хэтч слишком мягкий даже в режиме Sport. Но они быстро улетучиваются, а приятная податливость трехдверного хэтча начинает дарить неподдельное наслаждение.
Версия GTI Performance получила отличные тормоза. Привод выделяют такие качества, как удивительная неутомимость и идеальная информативность. На какой дороге общего пользования вы бы не решили пойти на рекорд – не заметите даже намека на перегрев.
В авто достигнут практически нейтральный баланс. Volkswagen Golf GTI так хорошо входит в закрученные повороты и меняет направление, словно оно идет по рельсам. Но что еще интересней, здесь нет даже намека на недостаточную поворачиваемость! Точнее, если вы захотите добиться сноса передней оси, то рано или поздно у вас это получится: тогда вам придется совершить намеренную ошибку на входе в поворот или безбашенно утопить в пол педаль газа. Но если водитель не имеет склонности допускать такие глупости, то новый GTI просто покорит его своей верткостью и подвижностью.
Для кузова Volkswagen Golf GTI доступен черный, красный и белый цвет. Еще семь цветов предлагаются опционально за отдельную плату.
Конечно, большую роль в обеспечении истинного удовольствия от вождения GTI играет «короткий» руль. Здесь установлена новая рейка с переменным шагом – такую не ставят на обычный «Гольф» — от упора до упора на этом руле водителю нужно сделать всего 2,1 оборота. Это означает, что водителю не придется перехватывать руль даже если он очень медленно войдет в поворот. А в скоростных дугах вообще не ощущаешь нервозности и не боишься потерять обратную связь. Здесь все как доктор прописал: прекрасная информативность и оптимальное усилие.
На всех тестовых машинах были установлены одинаковые 18-дюймовые колеса с шинами Bridgestone Potenza S001. Однако на базовый VW Golf GTI все же ставят 17-дюймовые диски. Для желающих доступна опция установки заводских дисков 19-дюймового размера.
На новом GTI можно бесконечно наслаждаться тем, как охотно он уходит в меньший радиус, когда резко дотормаживаешь в повороте или сбрасываешь газ. Также массу наслаждения доставляет его яростный разгон на выходе из поворота. Он позволяет нажать на газ намного скорее, чем при выходе из поворота на обычном переднеприводном авто. Все это заслуга отлаженной работы электронной муфты: Golf не уходит наружу поворота, а просто идет в том направлении, куда смотрят колеса: просто фантастика!
К тому же, у руля GTI нет грешка в виде паразитного подруливания, что характерно для других механических самоблоков. В этом большая заслуга плавно изменяемой степени блокировки на переднем дифференциале.
Отличительных деталей у нового GTI несколько – он получил иную решетку радиатора, красные полоски внутри фар и красные тормозные суппорта (в пакете Performance размер тормозных суппортов увеличивается и на них дополнительно появляется надпись GTI). Также весь кузов усеян шильдиками GTI и теперь они красуются даже на передних крыльях.
Но получить полностью завершенный образ нового заряженного «Гольфа» не удалось бы, если бы не его шестиступенчатый «робот» DSG. Как бы не спорили сторонники «механики», им придется смириться, что хороший «преселектив» работает быстрее. Так, наличие этого робота в GTI дает водителю возможность забыть про все нюансы в управляемости и полностью сосредоточиться на рулежке. Здесь даже не очень-то нужен ручной режим работы «робота». Он работает в практически доведенном до совершенства режиме, что позволяет ему безошибочно выбирать передачу, постоянно обеспечивая водителя достойным запасом тяги на выходе. Неужто это идеал?
Почти что! Даже самая «злая» версия VW Golf GTI Performance испытывает отчаянный недостаток в задоре. Может, стоило придать машине более дерзкий звук выпуска?! Может, стоило ему придать более азартные ездовые повадки или загрузить в блок управления двигателем другие настройки?! Так, может, нет смысла переплачивать за пакет Performance?
Мехатронное шасси поставляется с четырьмя «заводскими» настройками и одной пользовательской настройкой. В комфорте разница получается незначительная, но она ощущается. На посредственном качестве дорожного полотна лучше всего ездить с «нормальным» алгоритмом, а для активной езды стоит переключаться в режим Sport. В большинстве случаев – да, переплачивать не стоит. Прибавка в 10 л.с. для движка практически незаметна. Изменения в настройках шасси – тоже. Тормозная система в GTI с «маленькими» дисками работает ничуть не хуже, чем из набора в Performance.
Если вы не планируете в обозримом будущем ставить рекорды на Нюрбургринге, а просто ищите быструю машинку на каждый день, то вам стоит хорошенько присмотреться к Volkswagen Golf GTI. Его прекрасно сбалансировали, но отнюдь не сделали стерильным – им всегда интересно управлять. Хот-хэтч получил хороший экстерьер и интерьер. В салоне хоть и слегка скучно, но очень комфортно. По меркам других «заряженных» хэтчбеков это все равно очень быстрый и комфортный экземпляр.
Да, после адреналиновых покатушек на Renault Megane RS вы еще долго будете приходить в себя. С Opel Astra OPC вы начнете предусмотрительно возить с собой все бонусные карты автомоек в округе – надо ведь содержать такую красотку в стерильной чистоте. А что с «Гольфом» в версии GTI? А с ним как с обычным автомобилем.