Не успели чехи провести премьеру новой «Октавии» в марте, как уже через несколько месяцев журналистам дают возможность покататься на «горячей» версии RS. Правда, из всей делегации прибывших журналистов всем почему-то хотелось выбрать ярко-синий универсал, который, в конечном счёте, достался фотографу. Как оказалось позже, это была самая обычная Octavia Combi, не «эр-эска». Как же целая делегация могла так ошибиться?! Немудрено, ведь от стандартной Octavia версия RS всегда отличалась очень несущественно и в генерации A7 этих отличий не стало больше. Спереди новая RS-ка выделяется несколько иным бампером, дополненным светодиодными огнями, да черной решёткой радиатора с символической вставкой RS. Корму спортивной версии украшает скромненький спойлер и пара патрубков выхлопной системы по краям. На этом изменения заканчиваются, занавес.
Но при желании, выделиться из потока всё же можно. Так, Skoda Octavia RS доступна с несколькими новыми яркими цветами — жёлтым, насыщенным зелёным, красным и синим, оказавшимся самым популярным у отечественного покупателя. Также среди интересных вариантов отметим серый без характерного металлического напыления, что придаёт эффект матовости. Помимо того, для RS-ки среди опций уже есть 19-дюймовые диски в нескольких вариациях.
Внутри откровений поменьше. Трёхспицевое рулевое колесо, декоративные вставки под карбон, логотип RS на руле, удобные кресла с подголовниками и всё! Хотя есть ещё одно отличие: если вы присмотритесь на приборный щиток, то увидите, что на шкале спидометра разметка доходит уже до 280 км/ч, и сами шкалы украшены серебристыми ободками. Но эргономика и дальше осталась отменной — не придерёшься. Передние кресла характеризуются просто колоссальным диапазоном регулировок: за руль комфортно устроится водитель с любой комплекцией. Даже несмотря на сложную форму зеркал, обзорность у них достойная.
Но такой вот подчёркнутой скромностью Skoda Octavia RS отличалась во всех поколениях или, как минимум в последних двух. Это своеобразный «волк в овечьей шкуре», от которого никогда не знаешь чего ждать. Новая Октавия с приставкой RS в названии оснащена модернизированным бензиновым двухлитровым турбированным мотором из семейства EA888 с системой непосредственного впрыска. Данный движок развивает 220 л.с. и 350 Нм крутящего момента: солидный такой бонус, так как у предшественницы было всего 200 л.с. и 280 Нм.
Кроме того, новое поколение Skoda Octavia RS явно сбросило лишний вес — 1445 кг против 1 455 кг в модификации DSG, в чём следует благодарить иное шасси. Так, передняя подвеска McPherson скинула 2,8 кг, а задняя многорычажная конструкция избавилась от 4 кг. Амортизаторы и пружины в RS-ке жёстче, да и просвет на 15 мм меньше. До сотни RS-ка разгоняется за 6,9-секунды (на 0,3-секунды быстрее обычной Octavia).
Мощность двухлитрового турбодизеля отныне достигает 184 л.с. и 380 Нм, что на 14 л.с. и 30 Нм больше, чем у предыдущего поколения Octavia. Но динамика этого движка всё равно желает лучшего. Дизельная модификация RS с коробкой DSG оказалась самой тяжёлой в семействе — 1 490 кг, а тяговитость мотора начинает ощущаться только на подступах к 2 000 об/мин. В общем, взрывная динамика — это не о дизельном RS. До «сотни» машина разгоняется за 8,2-секунды, что не даёт совершать шустрые обгоны и получать истинное наслаждение на прохождении серпантинов.
Но сам факт спортивности дизельного RS начинаешь замечать в его ощущении профиля дороги. С его подвеской вы ощутите на своей шкуре все дефекты дорожного полотна. Несмотря на это, машину и не назовёшь жёсткой, так как по трассе она явно не прыгает, да и амортизаторы не пробивают. Её легче охарактеризовать тряской: будто попал в каучуковый мяч. Этой версии не помешала бы адаптивная подвеска от собрата по платформе VW Golf GTI! Но в новой Октавии о подобном уровне роскоши приходится только мечтать — таковы требования субординации в VW Group. Одно радует — если переключишься в спортивный режим, то отчётливее начнёшь слышать звук мотора, что является заслугой специальной мембраны во впускном коллекторе, высвобождающей на волю больше грубого рокота дизеля.
И к работе робота DSG не придерёшься. Неужели в VW Group довели до ума его прошивку? Даже во время езды в пробке не ощущаешь неприятных толчков, когда переключаешься с первой на вторую и обратно, провоцируя перегрев КПП. Да и в общих чертах его работа стала намного адекватнее и шустрее, особенно в режиме Sport. Поведение Octavia RS в поворотах тоже радует — машина уверенно держит траекторию, проходит скоростные дуги и не сильно выкатывается наружу на крутых виражах. Бортовая система стабилизации неплохо уберегает авто от неконтролируемых сносов. Более того, у ESC теперь тоже есть свой режим Sport, при активации которого порог срабатывания системы немного отодвигается, но вот возможности полного отключения системы уже нет. Также для Octavia RS нет пакета Performance, который у VW Golf GTI приводит к форсировке бензинового турбомотора до 230 л.с., установке более мощных тормозов и механического дифференциала. Так что в «Шкоде» приходится довольствоваться лишь его электронной имитацией XDS.
Что же касается «механики», то она тоже стала лучше, чем у прежнего поколения Octavia — коробка сохранила чёткие и в меру короткие ходы рычага. Но что доставило ещё больше удовольствия — это короткоходность сцепления. Правда, как это часто бывает в дизелях, сцепление получилось жестковатым. Но общая картина осталась неизменной — авто по-прежнему просит больше лошадей, так как в таком исполнении оно носит шильдик RS несправедливо. На нашем рынке у этой версии немного перспектив, да и потеря невелика: альтернатив то немало!
Поговорим о бензиновой Skoda Octavia RS с механической КПП. Вот это совсем другой автомобиль! Сцепление срабатывает очень легко, а передвигая селектор КПП ощущаешь словно режешь ножом масло. Мотор просто бешеный! Ощущаешь, что ты реально можешь спустить на волю лавину тяги уже с двух тысяч, а к трём с половиной она уже накроет тебя с половиной и продержится вплоть до шести с половиной тысяч! И отклик на педаль газа у этого движка куда более шустрый чем у дизеля. Сидя за рулём данного авто слушаешь его выхлоп, басовитый впуск и сразу же начинаешь ощущать, как у тебя улучшается настроение. Добавляет интриги свист турбины и всхлипывание перепускного клапана, когда сбрасываешь газ.
В таком исполнении новая Octavia легче на целых 65 кг в сравнении с дизелем, поэтому и в поворотах она продемонстрировала себя агрессивнее. А главное, данный автомобиль оказался даже мягче. В целом бензиновый RS воспринимается более монолитным, сбалансированным и не расхлябанным. Отдельно отметим новый руль, где уже используется прогрессивный шаг зубьев рейки — это позволяет проходить крутые повороты и не перехватывать руль. Такое решение стало отличным компромиссом между управляемостью и комфортом.
В бензиновой версии Skoda Octavia RS не ощущаешь того дискомфорта, как в случае с дизельной версией. Если придерживаться вменяемого ритма движения, то сразу же заметишь её экономичность: на шоссе вполне реально укладываться в расход от 7,5 до 8 литров на «сотню» если ехать на скорости до 130 км/ч. Нельзя пожаловаться и на шумоизоляцию автомобиля — шуршание шин Continental ContiSportContact 2 доносится в салон только при езде по абразивному асфальту. Универсал выделяется характерным свистом дуг своего багажника. А вот от опциональной аудиосистемы фирмы Canton на основе десяти динамиков, звукового процессора и 10-канального усилителя (суммарная мощность 570 Вт) ожидалось лучшее звучание. Впрочем, доплатить за неё просят не очень много — в районе $500.
Самым большим достижением Skoda Octavia RS стало то, что даже после смены поколений она осталась верной себе. Хотите провести лето на даче? Да без проблем, в огромном багажнике поместится всё что угодно! Планируете семейную поездку на пикник? Тоже легко! Хотите подзарядить свои запасы адреналина? И с этим не будет проблем. В этом всегда была основная прелесть быстроходного RS. Это самый удачный компромисс, если хочешь получить немного спорта и не жертвовать привычным комфортом да практичностью.
Новая глава развития семейства Octavia RS
Самой мощной версией Octavia RS в кузове A7 выдалась рестайлинговая Skoda Octavia RS 245 с пакетом Challenge Plus. Мощность её двухлитрового бензинового двигателя довели до 268 л.с. В новейшей Skoda Octavia RS четвёртого поколения тоже доступно два двигателя и оба стали мощнее по сравнению с поколением A7.