В окраинах Лейпцига определенно особая атмосфера: тут полно заброшенных зданий с выбитыми стеклами, что делает местность подходящей для съемок постапокалиптических блокбастеров, а заодно расположен действующий завод компании Porsche с испытательным треком, где в точности воссозданы повороты из самых известных трасс мира.
Оказаться здесь было моей мечтой. Вот я вхожу в «Штопор» трассы Лагуна-Сека, от перепада высот в котором аж захватывает дух, стремительно разгоняюсь до шиканы NGK на формульном Нюрбургринге, и пытаюсь не сильно отставать от Porsche 911 инструктора перед «Автобусной остановкой» из Спа-Франнкоршам. Не упускать из виду купе 911 инструктора непросто, ведь клиренса в моей машине двадцать с лишним сантиметров. Но я не могу отрицать: новейший Porsche Macan Turbo держится молодцом!
Porsche Macan решено продавать в восьми базовых цветах и специальном оттенке Aurum. Базовыми колесами для Macan S выбраны 18-дюймовые диски (в версии Turbo эти колеса на дюйм больше).
Как вообще могло произойти, что на одном треке соперничает спортивное купе и кроссовер? Неужто немцы полагают, будто вседорожник может иметь спортивный характер? Не просто полагают, они в этом уверены! Основным преимуществом «Макана» в Porsche называют его дизайн, а еще хвалят новинку за идеальные пропорции. В нем и впрямь много лаконичных линий, а низкая крыша и большой угол наклона задней стойки создают динамичный силуэт – даже и не заподозришь, что в его основе лежит платформа от Audi Q5. Что интересно, с определенных ракурсов «Макан» отдает отсылки к первому поколению Infiniti FX. Есть у штутгартского дебютанта и реверанс в сторону супергибрида 918 Spyder – сходство с последним выдают задние фонари и накладки на дверях, имитирующие форму воздухозаборников в топ-модели.
Но вот насчет удачности дизайна кормы Porsche Macan у нас есть некоторые сомнения – в светлых тонах он кажется незавершенным и в нем даже не за что глазу зацепиться. Но и дизайнеров можно понять – они стремились сохранить чистоту кузовных линий и панелей. И ее не нарушает даже ручка открывания пятой двери! Уже в базовом оснащении Porsche Macan есть электропривод пятой двери, что стало камнем преткновения для наших коллег из других изданий, озадаченно искавших в салоне заветную кнопку – она оказалась спрятанной на заднем стеклоочистителе. А в дизайне передка и боковин Macan-а явно читается схожесть с Cayenne – их тяжело различить между собой даже на небольшом расстоянии. Наверняка покупатели «Маканов» от этого будут только в плюсе.
Уже в базовом оснащении Porsche Macan S/Turbo есть биксеноновый головной свет, светодиодные задние фонари и четыре патрубка выпускной системы. Последние для версии Macan S (с любым двигателем) делают круглыми, а в версии Turbo – только трапециевидными. Накладки на дверях могут быть из углеродоволоконного пластика или армированными. В угоду пожеланиям заказчика их могут окрасить в цвет кузова.
Есть схожие черты и в интерьере. Родство штутгартских кроссоверов выдает дизайн высоких передних панелей, ниспадающая центральная консоль и широкий центральный тоннель: схожие элементы дизайна встречаются также в люксовом четырехдверном купе Panamera. А вот новое рулевое колесо «Макана» вновь отсылает к Porsche 918 Spyder. Но намеков на «младший» статус новинки нигде нет – она отделана прекрасными материалами, а за доплату машина с завода может выехать с индивидуальной настройкой под все капризы покупателя. Хотите мягкую кожу на сиденьях? Да без проблем! А как насчет обшитого алькантарой потолка? Тоже запросто! Есть широкий выбор и вставок для панелей и дверей – начиная с непрактичного черного «глянца» (он быстро обрастает следами от пальцев и царапается), заканчивая более приличным деревом, алюминием или даже карбоном. Взыскательные гурманы смогут получить что хотят, обратившись в отделение Porsche Exclusive.
Правда, есть во всем этом великолепии и ложка дегтя. В число тестовых кроссоверов вошли предсерийные образцы, которые, видать, собрали еще на неотлаженном сборочном оборудовании – на одной машине панель, прикрывающая прорезь для компакт-дисков и SIM-карты, имела слегка неравномерный зазор, а в другом автомобиле был неплотно подогнан уплотнитель двери, отчего на высокой скорости доносился свист. Но остальные «Маканы» не подкачали – не зря же их собирают нам том же конвейере, что вышеупомянутые Cayenne и Panamera.
Три «колодца» приборного щитка и 4,8-дюймовый многофункциональный дисплей справа – точно такое же исполнение датчиков и сенсорных органов управления мы видели в Boxster/Cayman. Руль у новинки в точности такой же, как у 918 Spyder. Не намекают ли штутгартцы на спортивные задатки Porsche Macan? Хотите открыть дверь багажника? Ищите кнопку на передней двери!
К эргономическим показателям интерьера придраться сложно – разве что замок зажигания находится на левой стороне. Изначально этот «переезд» замка зажигания имел отсылку к марафонам в Ле-Мане, так как он давал возможность гонщикам быстрее запускать двигатель. Напомним, что перед стартом пилотов выстраивали на противоположной стороне трассы, а после сигнала им нужно было добежать до своего болида, прыгнуть в кокпит и завести мотор. Передние сиденья очень удобные и за доплату они могут иметь раздельную регулировку подушки и боковой поддержки спинки, выдвижной валик под колени и вентиляцию. Кроме того, кресла в «Макане» установлены на 70 мм ниже, чем в «Кайене» — эта особенность диктуется не только подкреплением «спорткаровских» ощущений, но еще и уменьшившейся высотой кузова.
Конечно, низкая крыша не очень то и поспособствовала удобству посадки задних пассажиров, да и высокий пассажир рискует упереться в потолок головой. Не суждено на задних сиденьях «Макана» возить баскетболистов еще по одной причине: в сравнении с Audi Q5 его колесная база не изменилась – все те же 2 807 мм. Поэтому рослые пассажиры не найдут места для ног, если за рулем сидит немаленьких габаритов водитель. Так что в заднем ряду комфортнее будет пассажирам ростом до 180 см или детям. В качестве дополнительного оборудования можно заказать трехзонную климатическую установку, панорамную крышу с открывающейся впереди зоной и солнцезащитными шторками на стеклах.
Объем багажника у Porsche Macan составляет 500 литров, а со сложенной спинкой заднего дивана (она складывается в пропорциях 40/20/40) объем увеличивается втрое. В подполье багажника «спряталась» докатка, подкачать которую можно компрессором из стандартной комплектации. Электропривод пятой двери имеется в базовой комплектации, да и работа у него несложная, ведь дверь полностью алюминиевая. В «Маканах» с пневматической подвеской есть еще одна функция – для уменьшения погрузочной высоты задняя часть опускается на 40 мм.
На самом деле новый Porsche имеет родство с Audi Q5 только по трети деталей. Если не считать некоторые несущие элементы, схему подвески и расстояние между осями, Macan и Q5 имеют еще общую коробку передач – семиступенчатая PDK с двойным сцеплением. По факту индекс «PDK» ей присвоили только в Porsche, а на самом деле это тот же агрегат DL501 компании BorgWarner с лимитированным крутящим моментом 600 Н м. Конструкторский отдел Porsche лишь поменял корпус трансмиссии и вправил другие «мозги», чтобы она быстрее переключалась в режиме Sport и Sport Plus. Другие КПП в гамме «Макана» не предусмотрены.
А вот полноприводную трансмиссию в «Макане» установили точно такую же, как и в других моделях Porsche – PTM с многодисковой муфтой для привода передних колес. Блокировка муфты контролируется электроникой. Выбрали PTM не только чтобы сохранить «заднеприводный» характер кроссовера, но и ради разношироких шин.
Своими в «Макане» остались и моторы, причем в исполнении Turbo движок вообще уникальный – 3,6-литровый агрегат V6 с двумя турбинами, который не встречается в гамме ни одного Porsche. Его мощность составляет 400 л.с. и 550 Н м, что делает возможным разгон 1 925 кг кроссовера до 100 км/ч за 4,8 секунды.
Звук мотора у Macan Turbo очень глубокий и грубый – да это просто зверь! На прямых отрезках тестового трека он ничуть не отстает от Porsche 911 Carrera и лишь в сложных поворотах начинает уступать спортивному купе. Особенности системы управления тягой Porsche Torque Vectoring Plus и полного привода PTM делают возможным «открываться» еще до апекса поворота. Реакция руля в Macan Turbo такая, что вообще не ощущаешь двух тонной массы: все срабатывает однозначно и быстро. И это на «кроссоверной» резине Michelin Latitude Tour HP, в которую были переобуты все тестовые «Маканы», тогда как штатными летними станут покрышки Latitude Sport 3. Кренится кроссовер несильно, а КПП срабатывает без задержек, обеспечивая утробный рык двигателя на переключениях вверх. Кстати, опционально Macan доступен с карбон-керамическими тормозами для обеих осей.
Модификация Macan Turbo отличается от Macan S противотуманными фарами и формой боковых секций. Уже в базе Macan S комплектуется мощными шестипоршневыми суппортами с 350-мм дисками, а Macan Turbo – 360-мм дисками. За доплату устанавливаются карбоно-керамические роторы.
В сравнении с чудовищно быстрым Macan Turbo самый дешевый вариант Macan S не поражает динамическими характеристиками – на нем нет и малейшей надежды догнать «девятьсот одиннадцатый», который уверенно отрывается и на разгоне, и в поворотах. Трехлитровый V6 в Macan S тоже оснащен двумя турбинами, но он выдает 340 л.с. и 460 Н м. С такой тягой Macan S разгоняется до ста за 5,4 секунды. Звук с этим движком у «Макана» не очень полный, а базовая тормозная система, пускай шестипоршневая и с дисками диаметром 350 мм спереди, сдает быстрее керамики. Но в плане управляемости различий немного – разве что вес у Macan S поменьше (1 865 кг), что сделало его чуть более отзывчивым. Но даже в таких условиях понимаешь, что управляешь спорткаром в шкуре кроссовера.
Porsche Macan имеет коэффициент аэродинамического сопротивления на уровне 0,35 – 0,37. Фактически, тот же Porsche Cayenne, но только поменьше.
Когда появилась возможность выехать на автобан, то первые впечатления только подтвердились – если разницу в разгоне до 100 км/ч в Macan S и Macan Turbo едва ощущаешь, то на дальних дистанциях все становится на свои места. Macan Turbo легко разгоняется до 255 км/ч и только из-за зимней резины более комфортно ехать на 240 км/ч. А вот «эска» требует куда больше времени для разгона и она едва набирает 230 км/ч. Но при этом все время поражаешься тишине в салоне – слышишь шум ветерка лишь где-то в районе передних стоек.
Вообще, Porsche Macan – это очень комфортабельный автомобиль, и если не бить рекорды скорости, то в нем всегда сохраняется гробовая тишина. Даже на 19- или 20-дюймовых диска любой «Макан» равнодушен к микропрофилю дорожного полотна. Конечно, в окрестностях Лейпцига не так уж просто найти глубокие и острые колдобины, но на внедорожном полигоне все доводы лишь подтвердились – Macan уверенно преодолевает все неровности, не слишком доставляя дискомфорт водителю и пассажирам.
Те, кто собирается испытывать свой Porsche Macan на легком бездорожье, должны принять к сведению: уровень въезда с пневмоподвеской и активированным режимом Off Road у него составляет 26,6 градусов, а съезда – 25,3 градуса.
Неплохой запас внедорожных способностей и выдающаяся плавность хода – это прямые заслуги пневматической подвески, которая стала первым опытом для Porsche в этом сегменте! При активированном режиме Off Road пневмоподвеска работает на скорости до 80 км/ч и приподнимает кузов на 40 мм ( с 190 до 230 мм). На малой скорости в бездорожном режиме трансмиссия дольше крутит первую передачу, исключая внезапное изменение тяги. Разумеется, на серьезное бездорожье в «Макане» соваться незачем, но с 99% житейскими ситуациями он справится с честью. Помощниками для водителя здесь всегда выступает опционально блокирующийся задний дифференциал (доступен вместе с системой PTV Plus) и система контроля скорости при спуске.
Даже в режиме Off Road с большим клиренсом Porsche Macan не становится чрезмерно жестким и лишь на редких неровностях амортизаторы работают на отбой.
Напоследок выпала возможность выехать на короткий маршрут в Porsche Macan Diesel с подвеской на обычных пружинах. У трухлитрового 258-сильного мотора очень хорошая тяга – 580 Н м максимального крутящего момента. Работает он без вибраций, да и не генерирует характерный «тракторный» рокот. Предельные обороты коленвала у него тоже далеко не дизельные – 5 200 об/мин. С пакетом Sport Chrono дизельный «Макан» разгоняется до 100 км/ч за 6,1 секунды, но на высокие скорости, разумеется, он выходит медленней. Зато расход топлива даже в самой динамичной манере езды у него не превышает 10 литров на 100 км пробега, что примерно на 4 – 5 литров меньше, чем у Macan S и Macan Turbo в аналогичных условиях езды. Базовая подвеска тут не самая лучшая – она передает на кузов слишком много деталей о профиле дороги, вытрёпывая всю душу на том же участке, где Macan Turbo с пневматической подвеской вообще не беспокоил!
Пока Porsche Macan выпускают только в версии Macan S, S Diesel и Turbo. Это недвусмысленно указывает на планы марки в будущем выпустить более дешевую модификацию, которую, по слухам, оснастят четырехцилиндровым турбомотором. Вероятно, в гамму войдет и дизельный вариант «просто Макана».
Преимуществ у Porsche Macan S перед Audi SQ5 хоть отбавляй: во-первых, он дешевле. А во-вторых, стандартное оснащение у него с пневмоподвеской, биксеноновым головным светом, электроприводом кресла водителя, подогревом передних кресел, двухзонным климат-контролем, мультимедийным комплексом с 7-дюймовым дисплеем и USB портом, 18-дюймовыми колесами, системой контроля давления в шинах, датчиком дождя, а также комбинированной отделкой сидений кожей и алькантарой. Неудивительно, что штутгартцы вообще не опасаются конкуренции для их новинки.
Porsche Macan доступен с несколькими вариантами колес, причем даже в базовом исполнении 18-дюймовые диски не литые, а кованые! В топе стоят 21-дюймовые диски 911 Turbo Design.
Стать локомотивом марки Macan не сможет только по одной причине. В 2013 году Porsche реализовала рекордные 162 145 автомобиля, 84 000 из которых – это Cayenne. Физический предел завода марки в Лейпциге таков, что он сможет выпускать в год только по 50 000 «Маканов». Это предопределит очереди на машину на ближайшие несколько лет.