Volkswagen Typ 4 — это среднеразмерный заднемоторный семейный автомобиль, выпускавшийся на заводе Volkswagen в Вольфсбурге в период с 1968 по 1974 годы. Typ 4 является следующей ступенью развития устаревшего семейства — Typ 3 (семейство было довольно успешным и держалось в производстве с 1961 по 1973 гг.).
Модель Typ 4 существовала в виде двух- и четырёхдверного седана, а также трёхдверного универсала Variant. Volkswagen Typ 4 развивался в двух поколениях: автомобили первого поколения выпускались под индексом 411 в 1968 — 1972 годах, а машины второго поколения выпускались под индексом 412 в 1972 — 1974 годах. В среднем, все существовавшие модификации Typ 4 выпускались один-два года.
VW 411 в кузове двух- и четырёхдверный седан, выпускался в 1968 и 1969 годах. Эту версию комплектовали 1,7-литровым движком, развивавшим 68 л.с. и 124 Нм. Заявленной разработчиками семейства электронной системы впрыска в этой модификации не было: вместо неё трудился сдвоенный карбюратор Solex. Во все модификации VW 411 и 412 ставили либо 4-ступенчатую «механику», либо первый в истории марки, полноценный трёхступенчатый «автомат». В таком исполнении VW 411 разгонялся до максимальных 142 — 145 км/ч (с АКПП и МКПП соответственно) и брал барьер первой «сотни» за 18,0- или 21,0-секунды.
Немного лучше обстояли дела у модификации VW 411 E/LE в аналогичных с VW 411 кузовах, дополненных только трёхдверным универсалом. Эта версия выпускалась с 1969 по 1972 годы и комплектовалась уже 80-сильной вариацией вышеупомянутого движка, выдававшего более приличную тягу 132 Нм. Увеличение мощности стало заслугой использования хвалёной электронной системы впрыска Bosch D-Jetronic, что обеспечило сокращение динамики разгона до 100 км/ч до 17,0 — 20,0 секунды (с ручной и автоматической КПП соответственно), а также прибавило к максимальной скорости 10 км/ч.
Модификация VW 412 E/LE в точно тех же кузовах что и VW 411 E/LE, выпускалась только в 1972 и 1973 годах. При смене поколений двигатель и система впрыска не изменились, поэтому максимальная скорость и динамика остались прежними.
Модификации VW 412 и 412 S выпускали в 1973 — 1974 годах. VW 412 существовал в виде двух и четырёхдверного седана, а также трёхдверного универсала, в то время как VW 412 S были только седанами. Обе модификации приводились в движение уже 1,8-литровым двигателем, развивавшими либо 75, либо 85 л.с. и 129 Нм или 135 Нм. В этих моторах решили не использовать электронную систему впрыска, заменив её более привычным сдвоенным карбюратором Solex. У первой модификации динамика разгона до 100 км/ч занимала 16,5 — 20,0-секунды, а у второй — 14,5- и 17,5- секунды. Максимальная скорость составляла 150 — 147 км/ч и 158 — 155 км/ч.
Volkswagen Typ 4 является детищем немецкого инженера Генриха Нордхоффа. Разработанный под его началом автомобиль впервые предстал публике на Парижском автосалоне в октябре 1968 года. В своё время VW 411 был крупнейшим автомобилем немецкой марки. Дизайн кузова Typ 4 разработала итальянская кузовная контора Carozzeria Pininfarina, которая в то время работала с Volkswagen по контракту. В зависимости от исполнения, кузов мог иметь в длину от 4 525 до 4 583 мм. Ширина, колёсная база и высота кузова не менялись: 1 636 мм, 2 500 мм и 1 486 мм соответственно. Снаряжённая масса первой генерации VW 411 составляла от 1 020 кг у двухдверного седана, до 1 120 кг у трёхдверного универсала; вторая генерация VW 412 весила аналогично от 1 080 кг до 1 120 кг.
За 6 лет производственной жизни VW Typ 4 в кузове 411 и 412 вышел с конвейера в количестве 367 728 единиц. Это не очень хороший результат для марки Volkswagen, пытавшейся всеми силами перейти в класс более премиального автопроизводителя. Не очень хорошо продавался и следующий автомобиль на базе Typ 4 — модель K70, которая продержавшись в производстве только 4 года, сошла с конвейера в количестве 210 082 единиц. С 1971 по 1974 годы Typ 4 поставлялся на американский рынок, где было реализовано 117 110 автомобилей в разных кузовах и комплектациях. Семейство Typ 4 стало последним для марки Volkswagen с воздушным охлаждением, которое впоследствии заменили на конвейере первым поколением VW Passat (в США Passat B1 продавался под названием Dasher).
Несмотря на не самые лучшие продажи, VW Typ 4 не был лишён конструктивных изысков. Например, универсал Variant 411 и 412 имел редчайшее исполнение кузова с задним расположением двигателя. Такая конструкция сделала возможным обустроить в автомобиле целых два багажника: один спереди, как в обычном заднемоторном автомобиле, а второй сзади, как в обычном переднемоторном универсале. Реализация этой конструкции стала возможной благодаря оппозитному двигателю с горизонтальными цилиндрами, в результате чего он был плоским. Этот двигатель занимал в багажнике места не больше запасного колеса, что позволило с лёгкостью разместить его под полом. Суммарный объём двух багажников был приличным, что открывало прекрасные возможности для гибкого повседневного использования: малогабаритные грузы легко помещались в переднем багажнике, а объёмные — в заднем. К тому же, как в любом другом универсале, задние сиденья у 411 и 412 Variant складывались, что многократно увеличивало суммарный объём для загрузки.
С VW Typ 4 концерн Volkswagen предпринял первую попытку избавиться от закрепившимся за ним имиджа производителя дешёвых и примитивных автомобилей. Немецкая компания стремилась сделать всё возможное, лишь бы, наконец, перейти в более высокий класс. Шансы с этим среднеразмерным семейным седаном и универсалом действительно были, но почему не срослось?
Typ 4 стал первым автомобилем Volkswagen с несущим кузовом, четырьмя дверями, полностью автоматической коробкой передач в качестве опции, гидроприводом сцепления, передней подвеской типа McPherson и задней подвеской с не меняющимся развалом колёс. В модели VW 412 E/LE даже использовался электронный впрыск топлива Bosch D-Jetronic, что стало чуть ли не первым актом использования такой топливной аппаратуры в серийном автомобиле. Но плохие продажи явно не выплывали из этих параметров, должно было быть что-то ещё.
Семейство VW Typ 4 оказалось слишком дорогим — все аналоги своего времени вроде Audi 80, Fiat 125, Ford Taunus 17M, Opel Rekord 1700L и Renault 16 превосходили Typ 4 по потребительским качествам и стоили дешевле. Не впечатлил покупателей также дизайн автомобиля и уровень отделки. А разрекламированная топливная аппаратура, ко всем другим проблемам, оказалась слишком ненадёжной.
К тому же, ещё задолго до начала продаж VW Typ 4, немецкий концерн начал активно подогревать интерес публики, распространяя слухи о принципиальной новизне семейства Typ 4, о водяном охлаждении двигателя (на самом деле оно осталось воздушным) и о переднем приводе. В действительности же публика восприняла VW Typ 4 в качестве очередной вариации на избитую тему «Жука», что предопределило плохие продажи и быстрое прекращение серийного производства. Стало быть, маркетологи Volkswagen «малость» переиграли и подготовили публику к чему-то лучшему, чем оказался Typ 4. В Германии за этим семейством прочно закрепилось название «Vier Türen elf Jahre zu spät», что можно перевести как «четыре двери, опоздавшие на одиннадцать лет».
Несмотря на негативное восприятие публики и схожесть концепции Typ 4 со знаменитым VW Beetle, этот проект действительно был независимым и выполненным «с нуля». В Typ 1 и Typ 4 не было практически никаких общих деталей и конструктивных решений. Впоследствии апробированный на Typ 4 двигатель нашёл вторую жизнь в рабочей лошадке Volkswagen Transporter и даже стал движимой силой ещё одного провального автомобиля — спорткара Volkswagen Porsche 914 (Typ 47).