Favorit — это во всех смыслах знаковая модель для чехословацкого автопроизводителя Skoda в частности, и для чехословацкого автопрома в целом. Самый первый предсерийный Skoda Favorit, разработанный итальянским кузовным ателье Bertone, собрали на заводе Skoda в Млада-Болеславе в 1987 году. Через полгода здесь же наладилось и серийное производство нового хэтчбека класса B.
На стадии конструирования Skoda Favorit проходил под кодовым обозначением 781. Знаковым новый хэтчбек стал отчасти потому, что его чехословацкий автопроизводитель разработал собственными силами, а отчасти и потому, что он был переднеприводным. Skoda 781 прошла путь от концепта до серийного автомобиля под патронажем Петра Грличка, возглавлявшего в то время научно-исследовательский институт Skoda.
Видео: Skoda Favorit. реклама конца 1980-х
Авторство окончательного варианта кузова принадлежит тогдашнему руководителю дизайн-студии Bertone — Нуччо Бертоне, потратившему на проект четыре месяца. Его компания отправила гипсовую модель в масштабе 1:1 чехословацкой стороне осенью 1983 года. К августу 1984 года был готов и первый опытный образец кузова Skoda 781 с агрегатами, который и стал первым ходовым опытным образцом. Всего фирма Bertone подготовила для своего заказчика 12 кузовов.
В разработке конструкции кузова Skoda 781 и подготовке документации принимали участие чехословацкие специалисты и их коллеги из Италии. Плодотворное сотрудничество обеих сторон стало залогом отличного результата. Кузов одновременно имел и современную конструкцию, и оригинальный дизайн. Чтобы окончательно покорить сердца потенциальных покупателей, чехи пригласили к разработке модели Favorit партнёров из Porsche со своими выдающимися наработками в области погашения вибраций и снижения шума. Также немецкие инженеры разработали крепления для двигателя. В итоге для создания модели Favorit чехословацкая Skoda привлекла специалистов из 42 компаний.
Чтобы сделать посадку и высадку пассажиров более удобной, инженеры решили повысить высоту кузова до 1 415 мм (версия в кузове хэтчбек). Продуманную функциональность внутреннего пространства Skoda Favorit подтверждает возможность раскладки передних сидений и даже создания полноценного спального места. Отдельной похвалы Skoda Favorit заслуживает за систему отопления с разветвлённой схемой подвода теплого воздуха. Как для автомобиля такого класса, оформление приборной панели сделали довольно таки богатым. Это обеспечило довольно легкую считываемость всех показаний и отличный доступ ко всем переключателям.
В оснащении базовой версии Skoda Favorit использовался 4-х цилиндровый карбюраторный двигатель объёмом 1,3-литра, развивавший 58 л.с. В основу этого силового агрегата легла старая конструкция, выпускавшаяся с 1964 года. Обновлённый двигатель приспособили к поперечному расположению спереди (ранее его ставили сзади и продольно). Чтобы достичь низкого расхода топлива, мотористы Skoda серьёзно модернизировали систему питания.
С наступлением в 1989 году бархатной революции в Чехословакии, в жизни Skoda наступили не лучшие времена. Из-за границы начали приезжать западноевропейские автомобили, а на конвейере завода Skoda начались первые производственные сбои. Решением проблем на заводе занялось правительство, которое принялось искать заграничного инвестора для возрождения Skoda.
Первоначально на роль спасителя Skoda претендовало 24 крупных компании, среди которых американский концерн General Motors, немецкий BMW и французский Renault. Однако самую привлекательную и выгодную программу возрождения уже чешского автопрома, предложил немецкий концерн VW Group. Дизайнеры Volkswagen исправили все недостатки и изъяны Skoda Favorit. В конструкцию автомобиля внесли более трёхсот изменений, что позволило существенно улучшить качество сборки и сохранить все основные характеристики «Фаворита».
Volkswagen избавил Skoda Favorit от всех проблем с качеством комплектующих, а с февраля 1994 года запустил производство «Фаворита» с обновлённым двигателем, развивавшим до 64 л.с. (в чём заслуга центрального впрыска топлива). В конечном счёте, изменения оказались настолько значительными, что с 1994 года начинается история совершенно иного автомобиля — Skoda Felicia, ознаменовавшего новую веху в развитии чешского автопрома. За всё время чехи продали 783 163 экземпляров «Фаворита».
Коротко про технические характеристики Skoda Favorit
В конце 80-х годов инженеры Skoda пришли к неутешительному для своего производства выводу: наступило время отказываться от автомобилей с задним расположением двигателя. В Skoda Favorit реализована принципиально новая для чехословацкой марки концепция переднего привода и поперечного расположения двигателя.
Несмотря на сложную политическую обстановку в стране, с 1987 по 1994 годы Favorit стал одним из самых массовых и популярных автомобилей Чехословакии в начале 90-х гг.. Особенно быстрыми темпами Skoda Favorit раскупали в СССР. В некоторых регионах СНД эта иномарка некоторое время была дешевле тольяттинской альтернативы — ВАЗ-2109.
На базе хэтчбека Skoda Favorit выпускался пятидверный универсал Forman и пикап Pick-Up. В Украине популярнейшей модификацией стал кузов хэтчбек, в то время как другие кузова не получили широкого распространения. Несовершенство конвейерной линии привело к вполне закономерным болячкам в Skoda Favorit: у многих экземпляров быстро гнили пороги, периметр пятой двери, арки крыльев и лонжероны около точек крепления задних сайлент-блоков.
Всего для Skoda Favorit всех модификаций было доступно три двигателя и все с рабочим объёмом 1,3-литра. Skoda Favorit 136 с карбюраторным двигателем была динамичнее аналогичного варианта Favorit 135, но более высокий уровень сжатия в первом двигателе требует высокооктанового бензина. В среднем все агрегаты Skoda Favorit «бегают» около 300 000 км без капитального ремонта. Эти движки оснащаются нижним распредвалом с короткой цепью.
Коробка передач у Skoda Favorit только механическая пятиступенчатая. Оригинальные амортизаторы служат до 100 000 км, а сайлент-блоки могут пройти до 80 000 км. Все расходные детали ходовой части можно свободно менять без рычагов.
Рулевое управление в Skoda Favorit — реечное без усилителя. Со временем рейка начинает стучать, требуя регулировки или несложной операции по замене втулок. Наконечники рулевых тяг выходят из строя в среднем каждые 70 000 км. Тормозная система не доставляет особенных неудобств, но для длительной работы передних механизмов необходимо следить за состоянием резиновых пыльников суппортов.
Колёсная база Skoda Favorit составляет 2 450 мм. Длина у хэтчбека, универсала и пикапа составляет 3 815 мм, 4 160 мм и 4 065 мм соответственно. Ширина у всех кузовов неизменна — 1 620 мм, а высота в соответствии к длине равна 1 415 мм, 1 425 мм и 1 430 мм соответственно. Снаряжённый вес автомобиля с 47 литрами топлива в баке составляет от 840 до 930 кг.