Skoda VOS — это представительский чешский автомобиль, идейный преемник Skoda Superb образца 1934 года, разработанный по правительственному заказу для перевозки высших правительственных чинов Чехословакии и других социалистических стран, а также для руководящих работников коммунистической партии в Западной Европе. Его название дословно расшифровывается как Vladni Osobni Special, что в переводе с чешского означает «специальный правительственный автомобиль». Бронированный Skoda VOS выпускался в Чехословакии в период с 1948 по 1953 годы.
Хотя представительский седан выпускался с шильдиком Skoda, на заводе марки в Млада-Болеславе собирали только шасси. Двигатели поставлялись компанией Praga, а детали интерьера — компанией Tatra. Касательно двигателя, его позаимствовали у грузового автомобиля Praga N4T: при чудовищном рабочем объёме 5,2-литра он развивал всего 120 л.с. (для сравнения, современный трёхцилиндровый TSI на 1-литр рабочего объёма от VAG развивает до 115 л.с.).
В ходе дорожных испытаний Skoda VOS был обнаружен один существенный недостаток: чрезмерный вес лимузина и отсутствие у компании Skoda опыта в конструировании шасси для таких автомобилей. Это стало причиной неравномерной развесовки и плохой управляемости машины даже на невысокой скорости. Поэтому производитель рекомендовал не разгонять «представительский танк» более чем до 80 км/ч.
Расход топлива у Skoda VOS оказался вполне себе приличным, даже по меркам грузовиков: 30 литров топлива на 100 км пробега.
Дизайн кузова в значительной степени разработала компания Karosa, на которую и была возложена окончательная сборка автомобиля. В общей сложности за всё время производства вышло 107 экземпляров Skoda VOS, 37 из которых — бронированные.
Бронированная версия лимузина VOS была разработана собственными силами Skoda, а точнее главным конструктором завода в Млада-Болеславе — Ульрихом Медуной, у которого уже имелся некоторый опыт в разработке и производстве бронированной техники. Из соображений безопасности, пассажирскую часть кузова было решено изготовить из особого сплава стали и кобальта. Кузов полностью обшит пятимиллиметровыми листами данного сплава.
После предварительных расчётов, чешский конструктор установил, что в конечном варианте вес лимузина достигнет пяти тонн (в серийном исполнении бронированная Skoda VOS весила 4,5 тонны). У Skoda не было собственных наработок шасси и двигателя, способных выдержать такой вес и обеспечить сколько-нибудь стоящие скоростные характеристики 5-тонной модели, что и послужило основанием для заимствования двигателя от грузовика Praga N4T. В конечном варианте представительский лимузин имел в длину 5 700 мм, в ширину 1 950 мм, в высоту 1 750 мм при колёсной базе 3 200 мм.
Определённые требования накладывали чрезмерный вес представительского лимузина и на тормозную систему: выбор пал на двухконтурные барабанные тормоза с голландскими тормозными колодками. Чем дальше, тем больше проблем: в ходе испытаний инженеры обнаружили проблемы в шинах, которые попросту не выдерживали чудовищный вес (в грузовых машинах проблема решается установкой дополнительных осей и попарного расположения нескольких колёс, но в случае с представительским лимузином такой вариант явно не подходил).
В результате для решения проблемы с шинами привлекли специалистов из компании Mitas Praha, занимавшейся производством покрышек. Они изобрели специальную конструкцию покрышек и «поколдовали» с сырьевым составом. Так, чтобы покрышки не расползались под весом 4,5-тонной махины, их «каркас» делали из тканых нитей из египетского хлопка, а сами покрышки изготавливали из особого сорта сырой резины. Всего по этой методике компания Mitas Praha выпустила около 600 шин. Каждый комплект шин перед отправкой на сборочную линию подвергался серьёзнейшим испытаниям, чему предшествовала авария с одним польским маршалом из-за лопнувшей шины.
Ещё одной большой проблемой для чешских конструкторов в опыте со Skoda VOS, стали пуленепробиваемые окна. Решение проблемы возложили на местный стекольный завод, который начал действовать по вполне логической методике: каждое окно для Skoda VOS делалось из нескольких стеклянных пластин, соединённых между собой особым клеем. Однако первоначальный вариант окон пришёлся заказчику не по душе, из-за чего от него пришлось отказаться и разработать стёкла с нуля.
Многослойность стёкол привела к весьма закономерному побочному эффекту — каждое боковое стекло весило под 80 кг, что делало невозможным применение классического механизма подъёма стекла. Зато в тяжелом бронированном Skoda VOS был установлен кондиционер (он занимал практически весь багажник). Если высокопоставленному лицу необходимо было перевозить какой-то багаж, то ему не оставалось иного выбора, как брать второй Skoda VOS в облегчённой модификации со свободным от кондиционера багажником.
После окончания работы над первым опытным образом, заказчик посчитал, что высокопоставленные чины вряд ли будут в восторге от подобного грубого бронированного «танка», и они предпочли бы ездить на каком-нибудь элегантном автомобиле. Это фактически заставило конструкторов бросить весь проект и начать его разработку по новой.
Уже серийный автомобиль тоже был весьма проблемным. Одни правительственные чины жаловались на жёсткость сидений, другие на рессоры, а третьи вообще отказывались ездить на Skoda VOS. Совокупность этих отрицательных отзывов предопределила короткую жизнь Skoda VOS в серийном производстве, но поспособствовала высокой ценности в глазах коллекционеров.